Сторисмейкер. Что делает, как обучиться и начать работать

. А еще — сколько получает специалист по историям
Обновлено 28 сентября 2022, 06:39
Shutterstock
Фото: Shutterstock

РБК Life выяснил, как сторисмейкеры помогают бизнесу и не потеряли ли работу специалисты после блокировки основной площадки для работы.

Кто такой сторисмейкер

Сторисмейкер — это специалист, который создает сторис для аккаунтов в социальных сетях: придумывает тему, подачу, обрабатывает фото и видео, добавляет взаимодействие с пользователем (опросы, голосования, реакции). Чаще всего сторисмейкеры работают в «Инстаграме» (принадлежит признанной экстремистской и запрещенной в России компании Meta) и на тех площадках, где есть формат, похожий на сторис (например, истории во «ВКонтакте»).

Необходимость в сторисмейкере возникла вместе с появлением формата «Stories» в Instagram. Тогда бизнесу и экспертам потребовались специалисты, которые умеют продавать товары и услуги, используя новый инструмент.

Ильяна ЛевинаИльяна ЛевинаОснователь LEVINA SMART TEAM и спикер курса «Сторисмейкер» в Skillbox

Сторис в «Инстаграме» появились в августе 2016-го. Идею для функции позаимствовали из популярного в США приложения для сообщений Snapchat: можно разместить фотографию или видео, которое станет доступно для просмотра лишь на 24 часа. Длительность одной истории — 15 секунд. В 2021-м соцсеть начала тестировать длинные сторис — на 60 секунд. [1] Истории во «ВКонтакте» также длятся 15 секунд и доступны в течение суток. [2]

Из сторис можно сделать подобие слайд-шоу: загрузить подряд несколько историй и таким образом подать информацию на одну тему небольшими частями.

Обложка видео
YouTube / Logo Design Ideas

В чем разница между сторисмейкером и сторителлером

В Оксфордском словаре сторисмейкером называют создателя сторис, а в качестве синонима предлагают использовать слово «сторителлер». Однако следует различать обязанности специалистов.

В общем смысле сторителлером можно назвать любого профессионала, который рассказывает истории. Неважно, какой формат (текст, аудио, видео) или площадку он использует. [3]

Некоторые эксперты полагают, что уже 30 тыс. лет назад люди начали рассказывать истории — с помощью наскальной живописи. Именно это помогло человечеству передавать информацию и развиваться. [4]

Хороший сторисмейкер обладает навыками сторителлера: знает, как заинтересовать, развивать интригу и удерживать интерес пользователей.

Что делают сторисмейкеры

Сторисмейкер полностью подготавливает сторис к публикации:

  • разрабатывает контент-план;
  • придумывает тему публикаций;
  • монтирует видео или обрабатывает фото (иногда работой занимаются сторонние специалисты);
  • выбирает встроенные функции для сторис от приложения (гифки, опросы, реакции);
  • загружает сторис;
  • изучает реакцию пользователей;
  • готовит отчет для клиента о результатах работы.

По словам Ильяны Левиной, сторисмейкер отвечает за треугольник внимания.

  • История. О чем ты рассказываешь? Почему человек досмотрит сторис до самого конца? Перед специалистом стоит задача понимать основы сторителлинга, драматургии и маркетинга, чтобы вовлекать подписчика и держать высокие охваты.
  • Подача. Говорящая голова или ситуация из жизни? Специалисту нужно понимать основы съемки.
  • Форма. Нарезка разных планов или смена локаций? Нужно разбираться в управлении вниманием, необходимо виртуозно владеть монтажом и дизайном.

Что должен уметь сторисмейкер

Принято считать, что сторисмейкер отвечает только за оформление сторис. Но это не так: специалист должен знать основы дизайна, глубоко разбираться в маркетинге и продажах.

Маркетинг и продажи:

  • маркетинг — формировать стратегию и контент-план, которые будут доносить ценности, транслировать экспертность, нативно продавать товары, показывать жизнь команды;
  • стратегия — анализ конкурентов и целевой аудитории, разработка стратегии продвижения;
  • контент — составлять контент-план, организовывать съемки;
  • делать прогревы;
  • выстраивать сюжетные линии через сторителлинг и драматургию.

Дизайн и монтаж:

  • делать цепляющий визуал;
  • монтировать динамичные ролики.

Аналитика:

  • статистика посещаемости, прироста подписчиков, степень их вовлеченности и увеличение показателей;
  • отслеживание трендов (например, через Яндекс.Wordstat, Google Trends, Tokboard), поиск по хештегам, популярные ролики на YouTube.

Как сториcмейкеры помогают бизнесу

В «Инстаграме» более 200 млн компаний. По данным платформы, 90% пользователей соцсети следят за бизнес-аккаунтами. [5] Площадка помогает продвигать товары или услуги. Именно сторисмейкеров нанимают для увеличения продаж, расширения базы подписчиков и охватов.

Услугами сторисмейкеров пользуются крупнейшие бренды и компании. Например, Asos вовлекли пользователей с помощью голосования, какие кроссовки больше нравятся, а в конце слайдов поставили ссылку на товары.

Производитель экшен-камер Go-pro в закрепленных сторис рассказал историю создания продукта с помощью таймлайна. Временная шкала сопровождается динамичными видео с титрами.

Ювелирная компания Tiffany & Co. с помощью фотографий и текста рассказала о драгоценных камнях.

Рекламные ролики LEGO ориентированы на тех, кто может купить продукцию в подарок детям. При этом взрослых удивляют необычными поделками. [6]

<p>Коллекционные наборы Lego для поклонников &laquo;Звездных войн&raquo;</p>
Фото: @lego / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

Коллекционные наборы Lego для поклонников «Звездных войн»

Социальные сети — популярный и эффективный маркетинговый канал с самой высокой рентабельностью инвестиций. Использование страниц в соцсетях продолжит расти: в 2022 году 26% маркетологов планируют инвестировать в социальные сети больше всего средств на рекламу. [7] Это значит, что спрос на сторисмейкеров, как и SMM-специалистов, скорее всего, не уменьшится.

Где учиться на сторисмейкера?

В России нет высших учебных заведений, которые учат профессии сторисмейкера. Однако необходимые навыки можно получить на факультетах, выпускающих филологов, журналистов, маркетологов и PR-менеджеров.

Азы профессии можно освоить на онлайн-курсах для SMM-специалистов или отдельных курсах для сторисмейкеров.

Полезные книги для начинающих сторисмейкеров, которые помогут научиться рассказывать истории:

  • «Спасите котика»;
  • «Как написать кино за 21 день»;
  • «От идеи до злодея»;
  • «Тысячеликий герой»;
  • «Анатомия истории. 22 шага к созданию успешного сценария»;
  • «Memo: Секреты создания структуры и персонажей в сценарии»;
  • «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино»;
  • «История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только»;
  • «Киносценарий: основы написания»;
  • «Как снимают блокбастеры Тарантино, Скорсезе, Спилберг»;
  • «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии»;
  • «Внутренний рассказчик».

Где искать вакансии сторисмейкеру

На популярных сайтах поиска работы мало вакансий по запросу «сторисмейкер». В августе 2022-го на hh.ru было только 39 актуальных предложений в России. [8]

Во многом это связано с тем, что работа сторисмейкера в большей степени проектная, в крупных компаниях функции специалиста выполняют SMM-менеджеры.

Начинающим специалистам Ильяна Левина советует искать работу через сайты с вакансиями, в том числе и узкоспециализированные:

Совет: всегда пишите сопроводительное письмо: кто вы, что сделали для компаний, где работали, какие задачи способны реализовать.

Стоимость работы сторисмейкера

Один проект приносит сторисмейкеру в месяц от 20 до 100 тыс. руб. В день специалист может вести около пяти проектов. Высококвалифицированный специалист получает от 100 до 500 тыс. руб. в месяц.

По словам спикера курса «Сторисмейкер» в Skillbox Ильяны Левиной, спрос на сторисмейкеров из-за блокировки в России «Инстаграма» не падает. Специалисты продолжают удерживать охваты в «Инстаграме» или переквалифицируются и работают в других соцсетях, например архитекторами автоворонок в «Телеграме», стратегами во «ВКонтакте».

Поделиться
Авторы
Теги