Как Чарльз превратился в Карла и что не так с новым именем короля

. Большой экскурс в историю тронных имен британских монархов
Обновлено 15 ноября 2022, 08:53
I-Images / Keystone Press Agency / Global Look Press
Фото: I-Images / Keystone Press Agency / Global Look Press

План действий британской королевской семьи и всех чиновников Великобритании после смерти монарха давно известен и расписан чуть ли не по минутам: от порядка оповещения подданных Ее Величества до оформления официальных сайтов. Однако одна интрига сохранялась почти до последнего момента — как будут звать нового монарха? Дело не в спорах о престолонаследии, а в том, что у бывшего принца Уэльского Чарльза, а ныне короля Карла III, был выбор — намного более сложный, чем кажется со стороны.

Начнем с самого простого: почему принц Чарльз после провозглашения королем превратился в Карла?

Здесь выбор стоял не за британским монархом, а за традициями русского языка. С точки зрения англичан между этими именами разницы нет — и в устной, и в письменной речи есть только Charles (Чарльз). Однако в русском языке имена монархов принято «облагораживать», отделяя от бытовых вариантов.

Характерно это не только для королей Великобритании. Например, то же самое имя Charles во французском варианте будет звучать как Шарль: тем не менее французского короля Charles VIII мы знаем именно как Карла VIII Валуа.

Разница в «простонародном» и «благородном» звучании в русском языке есть не только у имени Чарльз. Достаточно сравнить: распространенное имя Джейкоб (Jacob) — и король Яков I (или Иаков I), простонародный Генри (Henry) — и наследник Вильгельма Завоевателя Генрих I, знакомое всем имя Джордж (George) — и король Георг VI, с которым Великобритания праздновала победу над Германией.

Тронное имя — что это

Понятие тронного имени зародилось задолго до появления британской монархии. Это имя, которое монарх или иной правитель выбирает, чтобы провести под ним срок у власти. Среди известных примеров подобной традиции — смена имени папы римского после избрания на Святой престол. Последним папой, который использовал свое имя, данное при крещении, был папа Марцелл II в XVI веке. После него все понтифики выбирали новое имя для правления: например, нынешний папа римский Франциск при рождении носил имя Хорхе Марио Бергольо. При избрании он сменил его, выбрав новое — в честь святого Франциска Ассизского.

Схожая возможность есть и у британских монархов, причем у нового короля было несколько вариантов на выбор. Полное имя наследника Елизаветы II — Чарльз Филипп Артур Джордж, хотя все привыкли называть его коротко: принц Чарльз. Смена имени при восшествии на престол случалась не так часто в истории монархии в Великобритании. Но примеры тому были, и почти все они относятся не к столь далекому прошлому по меркам британской короны.

Stephen Lock / Keystone Press Agency / Global Look Press
Фото: Stephen Lock / Keystone Press Agency / Global Look Press

Александрина, Альберт, Фредерик

Всего в истории Великобритании было три монарха, сменивших имя при коронации. Пожалуй, самый известный из них — это прапрапрабабушка Карла III, королева Виктория, правившая с 1837 по 1901 год. При крещении будущую королеву назвали Александриной Викторией. Свое первое имя она получила в честь российского императора — своего крестного Александра I.

Ее примеру последовал сын, будущий король Эдуард VII. При рождении сын Виктории и принца-консорта Альберта Саксен-Кобург-Готского получил имя Альберт Эдуард. Но перед коронацией он принял решение отказаться от первой части своего имени. По одной из версий, это связано с тем, что королева Виктория ввела для потомков неофициальный запрет на использование имени Альберт, не желая затмевать память своего любимого мужа (после его смерти в возрасте 42 лет она до конца жизни носила траур). Впрочем, в кругу семьи Эдуарда VII и после принятия титула короля продолжили называть просто Берти.

Последним монархом, отказавшимся от своего первого крестного имени, стал король Георг VI. При рождении он был наречен Альбертом Фредериком Артуром Джорджем. Причина его отказа от первого имени Альберт, вероятно, была та же самая, что и у его деда. А на последнюю часть имени выбор мог пасть в качестве дани уважения к его отцу — королю Георгу V. Кроме того, в этом решении мог быть и более глубокий смысл: титул короля он получил после скандального отречения от престола своего брата, Эдуарда VIII, пошедшего на этот шаг ради брака с американской светской львицей Уоллис Симпсон, находившейся на тот момент в разводе. До этого ни один британский монарх добровольно не отказывался от короны. На этом фоне принятие имени респектабельного отца могло символизировать возвращение к устоям.

Nieboer / Keystone Press Agency / Global Look Press
Фото: Nieboer / Keystone Press Agency / Global Look Press

Есть еще один известный пример публичного использования членом королевской семьи имени, отличного от данного при крещении. Но здесь речь уже идет не о выборе тронного имени, а об устоявшейся традиции: внук Елизаветы II, известный миру как принц Гарри, на самом деле носит имя Генри Чарльз Альберт Дэвид. Хотя принятое при обращении к нему в королевской семье имя Гарри не было дано ему при рождении, оно используется даже в официальных источниках. Впрочем, для будущего британской монархии это вряд ли имеет существенное значение. В очереди престолонаследования он лишь пятый, и к тому же в 2020 году он вместе с супругой, американкой Меган Маркл, сложил с себя все обязанности, связанные с королевской семьей.

Невезучие Карлы

Чарльз Филипп Артур Джордж, большую часть жизни известный как принц Уэльсский Чарльз, не стал следовать примеру своего деда и в качестве тронного выбрал свое первое имя. Об этом решении вскоре после появления официального подтверждения сообщила премьер Лиз Трасс, затем его подтвердили представители Кларенс-хауса — канцелярии принца Уэльского. Однако до последнего момента сомнения в выборе тронного имени Карла III оставались. Причиной тому была репутация и судьба двух предыдущих его носителей.

Король Карл I стал монархом в 1625 году и вверг страну в долгую смуту. Сразу после восшествия на престол он вступил в конфликт с парламентом из-за субсидий, которые потребовал для ведения войны на континенте против Испании. Несогласие парламента тратить бюджет на войну он обошел просто — несколько раз его распустив. Все это не способствовало его популярности среди знати. В 1637 году сборы податей и попытки самовольного реформирования церкви привели к восстаниям в Шотландии и Ирландии, борьба с которыми в очередной раз опустошила казну. Карлу пришлось вновь обратиться к парламенту, но в этот раз тот вспомнил ему все обиды. В 1641 году парламентарии фактически лишили короля власти, после чего монарх развязал гражданскую войну. Она обернулась для короля и всего британского престола катастрофой. В 1647 году Карл попал в плен, был приговорен к смерти и через два года обезглавлен. После этого парламент объявил об упразднении английской монархии как «ненужной, обременительной и опасной для блага народа», а Англия стала республикой.

Кровопролитие на этом не закончилось. В стране началась диктатура лидера сил парламента Оливера Кромвеля, которому пришлось подавлять вновь вспыхнувшие восстания, бороться с мятежами в Ирландии и Шотландии и вести войну с Голландией, поддержавшей роялистов. Период Английской республики, появление которой стало возможным благодаря провальной политике Карла I, чуть было не положил конец британской монархии как таковой.

Вернул Англии монархию сын Карла — Карл II. В 1651 году он вместе с союзниками-шотландцами был разбит войсками Оливера Кромвеля в битве при Вустере, после чего бежал из страны. Вернуться ему удалось только через девять лет, после смерти Кромвеля и отстранения от власти его наследника. Убийц отца он казнил, и даже тело Оливера Кромвеля посмертно повелел обезглавить. На период правления Карла II пришлась Великая Лондонская чума 1665 года — эпидемия, в которой вымерла примерно пятая часть населения британской столицы. За Великой чумой последовал Великий лондонский пожар 1666 года, уничтоживший большую часть города и оставивший без крова тех, кто выжил в эпидемию. После этого ни один британский монарх не использовал имя Карл.

Ray Tang / ZUMAPRESS.com / Global Look Press
Фото: Ray Tang / ZUMAPRESS.com / Global Look Press

Окончательный выбор

С учетом такой репутации Карлов у принца Чарльза Филиппа Артура Джорджа действительно могли появиться сомнения в выборе тронного имени. Время обдумать решение у него было. Еще в 2005 году The Times писала, что Чарльз рассматривает возможность выбрать имя Георг в честь деда. Он стал бы седьмым монархом с этим именем. О том, что принц предпочитает именно этот вариант, газете рассказали несколько его близких друзей. «В имени Карл так много печали», — объясняли они колебания будущего монарха.

Официально королевская семья опровергла эти слухи, а в беседе с Guardian источник из окружения принца выразился еще жестче: «Любой, кто знает принца Уэльского, в курсе, что он не сидит без дела, болтая со своими приятелями о том, как бы он хотел, чтобы его называли». Но это не прервало распространение слухов. Подогревал их и бывший пресс-секретарь Букингемского дворца Дики Арбитер. «Это будет не просто дань уважения его деду [королю Георгу VI], но и своего рода память о его покойной бабушке (супруге Георга VI, Елизавете Боуз Лайон), которую он очень обожал», — говорил он журналистам.

Однако ни память о Георге VI, ни дурная слава имени, не остановила принца от выбора титула Карл III. Помимо желания сломить старую примету у этого может быть и другая причина — наследник Елизаветы II провел в очереди престолонаследования семь десятилетий. За это время имя Чарльз (Карл) прочно закрепилось за ним и его внезапная смена внесла бы больше сумятицы в головы британцев, чем его печальная репутация.

«Он посвятил свою жизнь отстаиванию интересов, близких ему, и он делал это как его королевское высочество Чарльз, принц Уэльский. Преемственность его работы была бы более очевидной, если бы он стал королем Карлом. Кроме того, многие представители британского общества будут обескуражены смертью королевы, так что противники монархии будут готовы пойти на примирение с первым новым главой королевства за 70 лет. Карл захочет способствовать стабильности и постоянству», — объясняет выбор имени биограф королевской семьи Марсия Муди.

Поделиться