В Москве прошли гонки на дронах. Бывает и такое

. Участники из России, Болгарии и Турции боролись за призовые 500 тыс. руб.
Обновлено 29 августа 2022, 17:07
Валерий Чусов
Фото: Валерий Чусов

Фестиваль по дрон-рейсингу Rostec Drone Festival прошел 27 и 29 августа на ВДНХ в Москве. В нем приняли участие 17 команд и 40 пилотов в индивидуальном зачете. Призовой фонд фестиваля составил 500 тыс. руб.

В общей сложности фестиваль продолжался 22 часа. Это в буквальном смысле спорт XXI века — только благодаря развитию технологий появились беспилотные летательные аппараты, и они смогли стать быстрыми. Первые гонки дронов прошли в 2011 году в Германии. В России такие соревнования проводят с 2013 года, а ставший теперь крупнейшим в стране Rostec Drone Festival впервые состоялся в 2018 году. Нынешний фестиваль — пятый. Второй год подряд он проходит на ВДНХ.

Мал, да удал

Спортивные дроны развивают скорость до 300 км/ч и разгоняются до 100 км/ч примерно за одну-две секунды — быстрее, чем гоночные автомобили. Однако добиться высоких скоростей этих квадрокоптеров проще, чем автомобилей: они совсем невелики. По правилам фестиваля «Ростеха» максимальная масса дрона не может превышать 650 г в индивидуальных соревнованиях и 340 г — в командных. Регламентированы и другие параметры, в том числе типы видеокамер. Да, видеокамера — обязательная часть гоночного дрона. Ведь именно благодаря постоянной связи пилот может видеть изображение с камеры дрона — как если бы он находился на нем сам. Это называется FPV — First Person View, «от первого лица». Сам пилот при этом просто сидит в кресле в очках виртуальной реальности на голове и с пультом в руках.

На трассе расположены различные препятствия, которые надо проходить в определенном порядке. Чтобы упростить наблюдение, каждый дрон имеет светодиодную подсветку, соответствующую цвету команды. Такими же цветами выделены и места команды в зоне пит-стоп, и подсвечиваются места пилотов на сцене, где они и соревнуются.

Основная задача — опередить соперников, но важно еще и дойти до финиша. Дроны могут падать или запутываться в сетке, которой ограждена трасса. Поэтому в командных соревнованиях у каждой команды есть три квадрокоптера, чтобы быстро провести замену. А сошедшие с дистанции аппараты потом собирают. Сами квадрокоптеры достаточно прочные, чтобы выдержать падение на асфальт, препятствия же на трассе — надувные.

Не только смотреть

Трасса для дронов огорожена сеткой со всех сторон из соображений безопасности. Ведь при таких скоростях даже легкий квадрокоптер может нанести травму человеку. Трасса на ВДНХ имеет уникальную особенность — на ней предусмотрен туннель для зрителей, так что дроны пролетали прямо над головами посетителей.

На фестивале было немало гостей — бесплатный вход и различные мероприятия, связанные с квадрокоптерами, привлекли многих посетителей ВДНХ в эти жаркие выходные.

Следить за соревнованиями зрители могли не только в реальности — это как раз не так интересно, потому что дроны летают очень быстро, рассмотреть их в полете не так-то просто. Вечером, с наступлением темноты, это проще, поскольку подсветка становится заметнее. Но зрители могли видеть изображение с камер дронов на экранах, а некоторые — в очках, аналогичных тем, что были у пилотов. На площадке фестиваля на площади Промышленности были предусмотрены и другие развлечения. Можно было попробовать поднять в воздух квадрокоптеры разных размеров (тоже на закрытых сеткой площадках), познакомиться с виртуальной реальностью, сыграть в дрон-хоккей или вспомнить о самых первых прообразах дронов — бумажных самолетах. С ними тоже были проведены соревнования на дальность полета. И победитель, чей самолетик улетел на 28 м, получил в качестве приза квадрокоптер. А в бесплатной лотерее, проведенной вечером в субботу, призами стали беспроводные наушники, планшет и смартфон.

Валерий Чусов
Фото: Валерий Чусов

Все возрасты покорны

В программу фестиваля входили командные и индивидуальные соревнования. Командные проходили в субботу и состояли из двух циклов по 50 кругов для каждого из двух пилотов команды. При этом пройти круги надо было в определенном порядке, и в случае ошибки пилот был обязан вернуться и пройти его правильно. При падении квадрокоптера он должен был взлететь в течение 30 с или заменен. В зачет шли завершенные круги.

Соревнования проходили в несколько этапов, в каждом из которых участвовали по четыре команды — в основном из Москвы, но были представлены также и другие города России — Екатеринбург (три команды), Белгород (две), Красноярск, Нижний Новгород, Казань. Впрочем, за команду могли выступать и представители других городов. Команды были разделены на несколько групп, так что первых мест было несколько — и каждая команда-победитель получила по 100 тыс. руб.

В воскресенье проходили соревнования в индивидуальном зачете, в которых приняли участие не только российские пилоты, но и представители других стран — до полуфинала дошел представитель Болгарии, а в финал вышел и пилот из Турции, 16-летний Мерсимек Атакан. Правда, он из-за аварии дрона занял четвертое место. Первое место, кубок и приз получил Геннадий Фомин из Москвы — в свои 19 он уже стал победителем сезона Гран-при России по дрон-рейсингу в 2021 году.

Валерий Чусов
Фото: Валерий Чусов

Второе место занял 33-летний москвич Алексей Станкевич, чемпион России по дрон-рейсингу 2021 года. Для него фестиваль этого года стал двойным успехом: накануне его команда Overpass Racing заняла первое место.

Третье место в индивидуальном зачете — у 18-летнего Александра Холкина из Красноярска. Он единственный россиянин, который входит в состав международной команды X-Blades, принимающей участие в соревнованиях Drone Champions League.

Большинство пилотов довольно молоды и, как правило, юноши. Однако для этого спорта нет никаких ограничений, так что в составе некоторых команд присутствовали и девушки.

Дроны для соревнований спортсмены часто делают сами, так что им нужны не только быстрая реакция и умение управлять квадрокоптерами, но и технические навыки. Соревнования — хороший стимул для развития новых технологий. В гонке важно также учитывать параметры дрона — уровень заряда аккумулятора, чтобы своевременно его заменить. Именно поэтому в командных гонках второй член команды находится в пит-стоп-зоне и должен своевременно обеспечить замену дрона или его аккумулятора.

В мире есть несколько организаций, которые проводят гонки на дронах. Большинство из них — коммерческие, и призы в них могут быть очень весомые. Например, на первой всемирной гонке World Drone Prix, которая прошла в Дубае в 2016 году, приз за первое место составил $250 тыс., его получил британец Люк Баннистер. А третье место занял Владимир Мещеряков из России — приз составил $150 тыс. В России существует Всероссийская лига дрон-рейсинга (RDR), которая стала партнером фестиваля «Ростеха».

Поделиться
Авторы
Теги