Звезда «Розовой пантеры» Стив Мартин завершает карьеру. 5 его ярких работ

. Детектив, орнитолог и романтик — каким он запомнился нам
Обновлено 15 августа 2022, 11:40
Кадр из фильма «Розовая пантера»
Фото: Metro-Goldwyn-Mayer

Кадр из фильма «Розовая пантера»

Стив Мартин недавно объявил, что планирует завершить карьеру после окончания сериала «Убийства в одном здании» на Hulu. За плечами 77-летнего актера почти 60 лет карьеры в Голливуде, опыт в стендап-комедии, литературе, драматургии и продюсировании.

Вспоминаем пять важных актерских работ Стива Мартина, обладателя многочисленных актерских (и не только) наград, в том числе почетной премии «Оскар».

«Придурок»

Кадр из фильма «Придурок»
Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Придурок»

Выросший в семье баптистов, Мартин в средней школе был чирлидером (что? да!), а позднее поступил на факультет философии. Вы спросите: «Как он дошел до карьеры артиста?» Ответ прост (для американцев): колледж и жизнь вдали от семьи. Однажды Стив читал философский трактат о комедии, и его озарило. Он перевелся на театральный факультет, а после и вовсе бросил колледж, чтобы начать стендап-карьеру.

В мир кино он заглянул значительно позже, в конце 1970-х. Картина с иронично-издевательским названием «Придурок» Карла Райнера (известного на тот момент как постановщика шоу Дика Ван Дайка) стала для Мартина дебютной работой. История фильма, к слову, разрабатывалась на основе комедийного материала, собранного самим Стивом, — помимо исполнения главной роли, он выступил и соавтором сценария. Фильм о молодом человеке, который пытается освоиться в большом городе и доказать, чего он стоит, ждал оглушительный успех: $100 млн кассовых сборов во всем мире при бюджете картины в $4 млн.

«Роксана»

Кадр из фильма «Роксана»
Фото: Columbia Pictures Industries

Кадр из фильма «Роксана»

Театральный факультет, пусть и неоконченный, для Мартина даром не пропал: через несколько лет актер включился в (чуть вольную) экранизацию пьесы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» под названием «Роксана». Над сценарием работал он сам, как и над исполнением главной роли — пожарного Си Ди Бэйлза, переживающего из-за своей одиозной внешности и огромного носа.

Благодаря этой нежной истории об ухаживании робкого и стеснительного Бэйлза за студенткой астрономического факультета Роксаной (Дэрил Ханна — Элли Драйвер из «Убить Билла») весь Голливуд окончательно убедился, что Мартин гораздо больше, чем обыкновенный комик, — он талантливый и многогранный актер и сценарист. За «Роксану» Стив получил премию Гильдии сценаристов Америки (WGA) в номинации «Лучший адаптированный сценарий», а также номинацию на «Золотой глобус» («Лучшая роль актера в кино — комедия / мюзикл»).

«Родители»

Кадр из фильма «Родители»
Фото: Imagine Entertainment

Кадр из фильма «Родители»

Подводя своеобразный итог 1980-х, Мартин снялся в добром семейном кино «Родители» Рона Ховарда (будущего режиссера картин «Хан Соло: Звездные войны. Истории» и «Игры разума»). Актер исполнил роль главы семьи Гилберта «Гила» Бакмана, который работает менеджером по продажам и начинает сомневаться в своей родительской компетенции, когда у его сыновей (одного за другим) начинаются проблемы различного характера.

Пусть сюжет «Родителей» и основан на личном опыте самого Ховарда, а также продюсера Брайана Грейзера («Тик-так... БУМ!») и сценариста Бабалу Мэндела («Роботы»), для самого Мартина роль в некотором роде стала терапевтической. Его собственный отец, Гленн Вернон Мартин, откровенно говоря, не был идеальным, о чем Стив многократно вспоминал в своих мемуарах. Несмотря на большое количество подарков, которые получал Мартин по праздникам, отец был скуп на эмоции и суров в воспитании, часто отчитывая Стива за малейшие нарушения дисциплины.

«Розовая пантера»

Кадр из фильма «Розовая пантера»
Фото: Metro-Goldwyn-Mayer

Кадр из фильма «Розовая пантера»

Детективная комедия «Розовая пантера» Шона Леви (режиссера «Главного героя» и франшизы «Ночь в музее», но это в будущем) стала важной вехой в карьере Стива Мартина. Он вновь поучаствовал в написании сценария, освежив взгляд на перевыпуск популярного детектива, чья история оборвалась в начале 1990-х. Мартин исполнил и главную роль — неуклюжего и смешного, но обаятельного и умного инспектора Жака Клузо, который начинает расследовать убийство известного футбольного тренера и кражу бриллианта под названием «Розовая пантера», который некто снял с руки убитого.

Сейчас в это сложно поверить, что непритязательная комедия, которая не хватает звезд с неба, катастрофически не понравилась критикам. Тем не менее в начале 2000-х власть агрегаторов вроде Rotten Tomatoes еще не была столь обширной, как сейчас, поэтому отзывы прессы не помешали заработать «Розовой пантере» приличную кассу и выйти в плюс.

Именно образ Клузо стал наиболее запоминающимся в карьере Мартина для широкой аудитории. Во вторую очередь зрители вспоминают популярную музыкальная тему из этого фильма за авторством Генри Манчини («Завтрак у Тиффани»). На главную роль, кстати, рассматривали Майка Майерса, Криса Такера и Кевина Спейси. Где-то в параллельной вселенной «лицом» «Розовой пантеры» стал, вероятно, кто-то из них.

«Большой год»

Кадр из фильма «Большой год»
Фото: Red Hour Films

Кадр из фильма «Большой год»

В 2010-х Мартин почти не появлялся ни на больших, ни на малых экранах. Однако в самом начале прошлого десятилетия с участием актера вышла трогательная комедия Дэвида Фрэнкела («Изобретая Анну», «Марли и я») с нетривиальным сюжетом: трое взрослых мужчин наблюдают за птицами, соревнуясь друг с другом! Компанию Мартину на площадке составили Джек Блэк («Школа рока») и Оуэн Уилсон («Полночь в Париже»). Через призму узкопрофильного хобби, которым поглощены главные герои, повествование картины обращается к их личным вызовам из других сфер жизни, с которыми приходится сражаться 24/7.

Сценарий картины опирается на одноименный роман, а тот — на реальные события. Так жизнь в очередной раз переиграла художественный вымысел, перебравшись на экраны. Стив Мартин предстает в образе генерального директора химкомбината на Манхэттене, который является делом его жизни — когда-то он начинал свое дело в собственном гараже подобно Стиву Джобсу, но только в области химии. Теперь, спустя десятки лет на топовых позициях в бизнес-среде, Стю готов отправиться на пенсию, чтобы проводить время с женой, детьми и внуками (примерно как и сам Стив Мартин — в 2022-м). Но большой успех одновременно несет за собой и корпоративный плен: практически ни одно бизнес-решение не проходит без согласования со Стю, который пытается погрузиться в наблюдение за птицами и оставить компанию.

Поделиться
Авторы
Теги