Кольчуга Ермака, таинственный шар и другое: что посмотреть в музеях

. Какие загадки скрывают коллекции в Москве и Санкт-Петербурге
Обновлено 08 ноября 2022, 11:51
Государственный Эрмитаж
Фото: Shutterstock

Государственный Эрмитаж

Журналист и блогер Кирилл Вишнепольский специально для РБК Life отыскал в российских музеях несколько интереснейших экспонатов, которые обязательно стоит увидеть.

Кирилл ВишнепольскийКирилл Вишнепольскийжурналист, редактор и автор «музейно-познавательного» блога на платформе Яндекс.Дзен

Что посмотреть: кольчуга атамана Ермака Тимофеевича

Где: Оружейная палата Московского Кремля, зал № 1 (Москва)

Вот эта железная штука принесла России ее нынешнее богатство и нефтегазовое величие. Не сама, конечно, — рубашка из клепаных колец прикрывала тело атамана Ермака в его сибирском походе.

Оружейная палата Московского Кремля
Фото: Оружейная палата Московского Кремля

Кольчугу сделали для царского воеводы Петра Шуйского, но тот погиб во время Ливонской войны (1564 г.), и доспехи поступили в казну.

В 1583-м Иван Грозный отправил «панцирь» в подарок Ермаку, который уже два года воевал за Сибирь. По легенде, царев дар и погубил атамана. Спустя пару лет, проиграв схватку с татарами, Ермак попытался переплыть реку, но утонул под тяжестью брони. Вес кольчуги — 11,7 кг.

Тело атамана, согласно легенде, татары выловили из реки и захоронили. А «панцирь» в последствии в разное время использовался как магический предмет — такую славу принесли ему невероятные успехи Ермака в Сибири. Кольчуга то лежала у ног главного идола в Белогорье, святилище остяков (хантов) у впадения Иртыша в Обь, то использовалась местными князьями. Только спустя 60 лет ее отбили и отвезли в Москву.

Тобольский краевед VIII века Семен Ремезов так описывал волшебные свойства брони Ермака: «чудотворение, болезненным исцеление, родильницам и младенцам отогнанье недугов, на войне и на промыслах удача». Сходите в «Оружейку», проверьте сами!

Что посмотреть: шар неизвестного происхождения

Где: Государственный Эрмитаж, Кутузовский коридор, витрина 33-3 (Санкт-Петербург)

Вот уж тайна, так тайна: древняя, о прошлом наших земель и беспросветная — никаких зацепок. Темно-зеленый шар из монолитного стекла (7,5 см в диаметре) тихо лежит тут под надписью «Европа в эпоху Великого переселения народов». Он был найден в захоронении в Северном Причерноморье и условно датируется IV веком.

Государственный Эрмитаж
Фото: Государственный Эрмитаж

«Шар — одна из главных загадок этой витрины, — говорит научный сотрудник Эрмитажа Алексей Фурасьев. — Мы не знаем, для чего он служил».

В середине III века легендарный вождь Филимер, сын Гедариха, привел в Северное Причерноморье из Южной Швеции германские племена готов и гепидов. Но эта территория не была пустой: тут уже были фракийцы, сарматы, даки, а также некие венеды и анты (их принято считать предками славян). Эти группы племен археологи относят к «черняховской культуре».

Черняховцы обменивались между собой невестами и технологиями. Может, из них получился бы новый единый народ, но в V веке сюда прикатилась волна гуннов. Уцелевшие черняховцы позднее стали частью пеньковской археологической культуры (V—VIII вв.), а та выросла в современных славян. Но про стеклянный зеленый шар, который как-то во всем этом участвовали, все забыли.

Что посмотреть: «Портрет А.Г. Бобринского в детстве». Федор Рокотов, середина 1760-х

Где: Михайловский дворец Русского музея, зал № 8 (Санкт-Петербург)

Каково это — быть незаконнорожденным сыном императрицы? «Мать ваша, быв угнетаема разными неприязными и сильными неприятелями, по тогдашним смутным обстоятельствам, спасая себя и старшего своего сына, принуждена нашлась скрыть ваше рождение...» — это Екатерина II 2 апреля 1781 года пишет сыну своему, 19-летнему Алексею. На тот момент уже Бобринскому.

Русский музей
Фото: Русский музей

Екатерина родила его 11 (22) апреля 1762 года — тайно, в отдаленном Летнем дворце Елизаветы, от «артиллерии капитана» Григория Орлова, тогда еще даже не графа. И тут же отдала ответственным людям. Алеша носил подряд три фамилии и две легенды, скитался по семьям и странам. А императрица держала в личных покоях его портрет — вот этот, теперь он в Русском музее.

После письма Екатерины земля под ногами юного бастарда зашаталась и треснула. Он пил, гулял, его лишали свободы передвижения. Лишь после смерти матери брат Павел (который стал императором) дал Алексею сразу графский титул, дворец в Петербурге и чин генерал-майора. Впоследствии род Бобринских внес заметный вклад в развитие России, его представители были военными, учеными, музыкантами, композиторами, исследователями, политиками и чиновниками. Но, говорят, Алексей до конца дней помнил, что он вовсе не граф, а выше.

Больше интересных историй можно найти в блоге Кирилла Вишнепольского.

Поделиться
Авторы
Теги