Уроки вокала снова в тренде: что надо знать, прежде чем начинать

. Пение как психотерапия, избавление от комплексов и вдохновение
Обновлено 11 августа 2022, 06:30
Кадр из фильма «Звезда родилась»
Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Звезда родилась»

Люди — музыкальные существа, а желание петь — первобытная потребность. Через пение древние люди входили в состояние покоя или, наоборот, эйфории. То же самое происходит с современным человеком, когда он слушает песню, подходящую по настроению, и подпевает.

Песни обладают терапевтическим эффектом. Они помогают отвлечься от раздражающих факторов — стресса, усталости, информационного шума. Всплеск интереса к урокам вокала произошел в 2020 году, когда из-за пандемии обучение и работа перешли в онлайн.

Это подтвердила и наш эксперт, педагог по вокалу Александра Стройцева. Вместе с ней мы расскажем, как выбрать классного наставника, о двух действенных методиках обучения и что самое главное в обучении пению. Спойлер: нет, это не голос.

Три портрета учеников

Уроки вокала для взрослых — это осознанный выбор, к которому каждый приходит по своим причинам. Но мы составили три портрета учеников: за основу взяли самые популярные сценарии.

  • Занимались в «музыкалке». Такие люди в детстве отучились в музыкальной школе и вместе с другими пели в хоре. Взрослыми они вспоминают этот опыт и то, что им вообще-то очень нравилось петь.

«Люди, закончившие когда-то музыкальную школу, приходят с однообразным хоровым тембром. Они очень зажаты, потому что никогда не пели сольно. Главная задача преподавателя — найти их тембр и начать петь ярко».

  • Запрещали в детстве. В эту группу входят те, кто мечтал заниматься музыкой в детстве, но родители мечты не разделяли.

«Эти ученики приходят воплощать мечту, когда уже состоялись в жизни. Часто они рассказывают, что родители были против их вокальной карьеры, потому что пение — это несерьезная профессия. Зачастую они любят петь для себя. Многие из таких учеников очень талантливы. За короткий срок, два-три месяца, показывают отличные результаты».

  • Артисты. Люди, у которых есть хороший багаж знаний. Они уже неплохо поют. Такие ученики приходят не только с целью улучшить вокальные данные.

«Крепкие продолжающие, часто приходят с запросом продвинуть свои песни или каверы, помочь найти свой стиль, научить писать песни. Во всем этом я им тоже помогаю».

Серьезнее к урокам вокала относятся люди от 25 до 45 лет. Они подбирают удобный формат обучения, не перегорают через пару занятий и не пытаются сэкономить на наставнике. У них сильная мотивация. Ученики, которым от 14 до 20 лет, ветрены. Они ищут «волшебные таблетки» и лайфхаки, которые помогут им за неделю начать петь, как Ариана Гранде или Гарри Стайлс. В идеале еще и без педагога.

С чего начинать обучение, или Подарок от эксперта

Главное в обучении вокалу, как и в любом другом деле, — дисциплинированность. Если заниматься без четкого плана, прогресса не будет.

Если нет дисциплины, вокал обойдется очень дорого. Человек может по десять раз менять студии, преподавателей, но пока он не выработает системный подход, не сдвинется с места

Александра СтройцеваАлександра Стройцевапреподаватель по вокалу

Отсутствие дисциплины в вокале — это не только необязательность. Есть неочевидный момент, который сильно влияет на эффективность занятий, — это отсутствие базовых знаний.

Нет смысла искать учителя по вокалу без понимания, что такое расслабление, как дыхание влияет на пение, зачем соблюдать ритм и какое место в вокале занимает интонация. Изучить основу можно самостоятельно. Например, по бесплатному плану самостоятельных занятий. Это концентрированная информация, которая поможет не растеряться на начальном этапе. Там также есть блоки «вокальные приемы» и «навыки». С этими знаниями проще подбирать учителя по вокалу — вы не будете «плавать» в терминах и сможете задать вопросы по существу.

Две действенные схемы по обучению вокалу

Следующий этап после изучения плана самостоятельных занятий — это выбор схемы обучения. Мы расскажем о двух, а вы выбирайте, какая вам подходит.

  • Хорошая. У вас уже есть понимание, какие упражнения и для чего нужны, а также в каком порядке их выполнять. Поэтому на основе базовых знаний подбираете обучающие видео и занимаетесь по 15–20 минут в день. Минус такого подхода — отсутствие обратной связи от педагога по вокалу. Самому бывает сложно оценить прогресс или заметить ошибки.
  • Идеальная. Занимаетесь с педагогом один-два раза в неделю. Созвоны могут быть индивидуальными или в мини-группах. Кроме того, каждый день практикуетесь самостоятельно также по 15–20 минут и отправляете записи упражнений учителю. Он говорит, что нужно исправить. Такой формат очень быстро развивает.

Созвоны в Zoom или Skype один-два раза в неделю нужны, чтобы закрепить материал и для тренировки вокальных приемов: микст, бэлтинг, фальцет, твэнг. Если вы три месяца занимаетесь с педагогом и все еще не перешли к песням, это тревожный звонок. Не нужно бояться сменить учителя

Александра СтройцеваАлександра Стройцевапреподаватель по вокалу

Как выбрать хорошего педагога, расскажем ниже.

Чем занятия в группах лучше индивидуальных

Принято думать, что заниматься тет-а-тет всегда круче. Но, по словам Александры Стройцевой, в вокале у групп по три-четыре человека больше преимуществ.

На первом этапе человеку важно попасть в дружное комьюнити. Поэтому важно подобрать учеников одинакового уровня, с похожими целями и задачами. В этом случае возникает «эффект синергии» — люди объединяются и мотивируют друг друга. Также задача педагога — создать комфортную атмосферу на созвонах, чтобы никто никого не стеснялся

Александра СтройцеваАлександра Стройцевапреподаватель по вокалу

Группы не должны быть больше пяти человек. Тогда учитель физически не сможет уделить внимание всем вокалистам и для кого-то урок окажется бестолковым.

Как выбрать педагога

Если что-то из данного пункта выпадает, это повод сменить педагога или задуматься на сей счет.

  • Опыт. Если педагог по вокалу преподает менее трех лет, к нему не стоит идти — тренироваться и «набивать шишки» он будет на вас.
  • Демо. У педагога обязательно должны быть видео и аудио того, как он поет. Это поможет понять, состоялся ли он сам как вокалист.
  • Голос педагога. На начальном этапе ученики копируют голос учителя и могут перенять его подачу. Поэтому вы должны влюбиться в голос своего педагога. Если вам не нравится его манера пения, лучше отказать от наставника.
  • Универсальный педагог. Работать с женскими и мужскими голосовыми связками нужно по-разному. Поэтому сразу узнавайте, есть ли у педагога опыт работы с парнями и с девушками, и просите показать примеры. Если их нет, лучше не идти к такому специалисту. Он может случайно навредить связкам.
  • Результаты и отзывы. Отсутствие отзывов означает, что педагог либо неопытный, либо они не очень хорошие, поэтому он не хочет их показывать.
  • Возраст. Педагогу должно быть от 25 до 50 лет. В этом возрастном диапазоне голос еще крепкий и сильный. Чем старше человек, тем слабее его связки.
  • Музыкальное образование. Учитель должен знать сольфеджио, понимать гармонию, теорию музыки, хорошо разбираться в музыкальных жанрах. Кроме того, он обязан дополнительно проходить курсы повышения квалификации. Например — по освоению западных вокальных методик, таких как Estill Voice Training (EVT), Complete Vocal Technique (CVT). Не стесняйтесь спрашивать об этом.

Что дает вокал

Вокал хорошо влияет на здоровье. Когда человек поет и правильно дышит, у него активно работают легкие. Они усиливают приток крови и снабжают кислородом все ткани и органы. За счет этого снижается артериальное давление, нормализуется сердцебиение. Плюс работа с ритмом, высотой и силой звука помогает справиться с заиканием и повышает иммунитет к стрессам.

Каждый мой урок — это не только работа с голосом, но и отчасти психотерапия. Я помогаю ученику избавиться от убеждений, которые мешают ему расслабиться. Некоторые вокалисты настолько сильно внутренне зажаты, что физически не могут открыть рот. Пение помогает раскрепоститься и улучшает голос. Например, если человек гундосил, разговаривал как бы в нос, то после уроков вокала говорит внятно. Часто бывает, что у девушек, которые разговаривали тонким, писклявым голосом, голос становится более низким, бархатистым

Александра СтройцеваАлександра Стройцева

Как я стала петь, или Истории вокалистов

Евгения Жихарева, методолог, Санкт-Петербург, 36 лет

Почему пошла на вокал. У меня было такое ощущение скрытого таланта — когда понимаешь, что в тебе что-то спрятано и нужно это найти. В моем случае спрятано было не очень глубоко, потому что я пела всю жизнь. Громко, отчаянно, совершенно не технично, но от души. Сколько себя помню мечта обуздать дикий голос была всегда. Но она казалась такой незначительной на фоне других, что всегда задвигалась подальше. Но теперь настал момент, когда откладывать больше нельзя.

Как нашла педагога. Преподавателя я не искала. В моем случае сработало «сарафанное радио». Как-то призналась коллеге, что всегда хотела заниматься вокалом и сейчас не хватает творчества в жизни — в ответ она дала контакты преподавателя, к которому ходили знакомые. Я записалась на пробное занятие.

Что дают уроки. Я как-будто узнаю себя заново. Каждый урок для меня — это неуверенность, преодоление, гордость, эйфория. Вообще ощущать себя талантливым — удивительно. А еще, у всего этого нет конечной цели и это прекрасно. Я так много сил и времени вложила на достижение целей разного уровня, что возможность делать что-то просто так — само по себе счастье.

Ирина Ильина, помощник руководителя, Самара, 45 лет

Почему пошла на вокал. Моя бабушка хорошо пела, а я маленькая ей подпевала. На этом этапе, видимо, сформировалось желание петь. Потом меня отдали в музыкальную школу по классу фортепиано. От души я ходила только на хор, даже мечтала попасть на популярный в 90-е конкурс «Утренняя звезда». Но вокальных школ в то время не было, поэтому я выкинула из головы весь этот бред и долго не вспоминала. Но однажды наткнулась в соцсетях на рекламу пробного урока в одной из вокальных студий Самары. Захотела возобновить пение — «для души».

Как нашла педагога. В первой студии я разочаровалась — оттолкнуло упорное навязывание услуг на пробном занятии. Пошла в другую школу вокала. Там пробное занятие тоже было рекламное, но давления со стороны, как в первый раз, не было. В итоге купила абонемент на два месяца. Преподаватели были молодые с бешеной энергетикой, поэтому уроки проходили позитивно в группах по 3-4 человека. Когда абонемент закончился, поняла, что хочу продолжать и задержалась там почти на два года. За это время вернула утраченные навыки и поняла, что петь «для души» мне уже не интересно. Сейчас занимаюсь индивидуально.

Что дают уроки. Меня вдохновляет самореализация в этом направлении — чувствую себя круто, когда получается то, о чем я и подумать не могла несколько лет назад. Занятия помогают снять стресс и дарят уверенность в себе. Мне нравится, как звучит мой голос, нравится быть на сцене, хотя волнуюсь каждый раз. Но это тот адреналин, которого мне не хватало все эти годы.

Полина UnaKefal, в прошлом секретарь, сейчас певица, Москва, 33 года

Почему пошла на вокал. Я пела в детстве и в юности — хотела связать свою жизнь профессионально с вокалом и ходила по разным кастингам. Но техника у меня была неправильная — сильно нагружала связки, от этого голос болел. Потом у меня был перерыв в 8 лет, но однажды, не помню почему, стала смотреть на YouTube уроки вокала и решила, что хочу вновь попробовать заняться этим профессионально.

Как нашла педагога. Смотрела разных преподавателей и сначала тренировалась только по их урокам. Канал Александры Стройцевой «Уроки вокала от Саши» тоже был в моем списке полезных распевок. Так как ее объяснения были мне понятны, я нашла контакты и 7 месяцев брала индивидуальные уроки. Потом еще 2 месяца училась в группе с другими вокалистами. Сейчас я довольна голосом, продолжаю осваивать техники, развиваю голос.

Что дают уроки. Благодаря занятиям вокалом, теперь я пишу песни и выступаю в проекте «Уличный артист» под псевдонимом UnaKefal. Работа в группе добавила уверенности, пропало стеснение перед другими. Еще пение помогло здоровью. Повысилась выносливость, осанка стала лучше, исчезла одышка.

Екатерина Боннефин, ивент-менеджер, Лондон, 39 лет

Почему пошла на вокал. Я выступала в музыкальном коллективе, но уровень моего вокала меня никогда не устраивал. В 2016 году я прекратила выступать, вышла замуж и переехала в Англию. Через некоторое время поняла, что хочу развиваться в этом направлении опять. Но так как уверенности в себе не было, решила взять уроки вокала.

Как нашла педагога. Подруга посоветовала. Мне понравилось, что она учит по актуальным на западе техникам и понятно объясняет. Плюс подошла ее энергетика. Но я не сразу стала брать платные уроки. Сначала смотрела бесплатные ролики, после взяла личную консультацию и только потом начала учиться.

Что дают уроки. Я не знала, что умею писать песни. Раньше никогда этого не делала, сейчас у меня получается. То, что я умею красиво петь, придает мне уверенности. Так как мой вокал стал лучше, я могу тут, в Англии, начать выступать. До этого я не дотягивала до уровня здешних музыкантов — в Лондоне у многих высокий уровень, даже у тех, что поют в пабах.

Светлана Ульянченко, редактор, Москва, 28 лет

Почему пошла на вокал. Долго жила с уверенностью, что есть две вещи, которые для кого угодно, но не для меня — это петь и танцевать. Постепенно я избавилась от этих установок — поняла, что нужно пробовать, а не жить с мыслью «не дано». В итоге решила пойти на вокал. Это решение совпало с моментом, когда мне поставили капу на челюстной сустав. Но они не заставили меня передумать.

Как нашла педагога. Не искала усердно. Мы были знакомы, поэтому я знала, как она поет и видела ее самопрезентацию. Мне нравились результаты ее работы, и я хотела у нее учиться.

Что дают уроки. Вокал сильно поменял мою жизнь. Он меня так вдохновил, что потом я записалась на танцы. Уроки помогают мне не только лучше петь, но и говорить. Даже с капой во рту. Во время обучения педагог учит слышать себя, наполнять помещение собой, находить точки опоры и правильно стоять, дышать. Так что вокал — это еще и про понимание своего тела. Эти занятия познакомили меня с собой — подарили ощущение: «Вау! Я умею звучать, у меня есть голос!».

Пять популярных онлайн-школ по вокалу

Школ вокала для взрослых сейчас много. Выбрали пять самых популярных. Все они в Москве, но заниматься с педагогами можно из любой точки мира, ведь занятия проводят онлайн — по Skype или в Zoom.

У каждой школы свои тарифный план и условия оплаты. Где-то цену рассчитывают сразу за месяц, где-то за каждый урок отдельно или за конкретный блок занятий. Всю информацию можно найти или уточнить на сайтах школ — ссылки прикрепили.

  1. Академия Sasha-Vocal (сайт)
  2. Школа вокала «Да! Вокал» (сайт)
  3. Школа музыки «Арт Фа» (сайт)
  4. Курсы вокала в «Фабрике» (сайт)
  5. V.O.L.Y.A School (сайт)
Поделиться
Авторы
Теги