Как проводили летние каникулы в последние 70 лет

. От корабликов из спичек до тетриса, Yupi, ICQ и смартфонов
Обновлено 24 октября 2022, 10:59
Тим Яржомбек
Фото: Тим Яржомбек

Разгар летних каникул — лучшая пора, которая всегда предельно точно характеризовала эпоху. У каждого десятилетия были свои приметы, занятия и игры. РБК Life вспомнил, чем жили и чем занимались школьники из 1950-х, 1960-х, 1970-х, 1980-х, 1990-х, 2000-х и 2010-х годов.

1950-е

Чем запомнились: послевоенное восстановление страны, гонка вооружений

Чем занимались: лыжи, велосипед, игрушки из подручных средств

У тех, кто родился до или во время войны, детства почти и не было: приходилось работать наравне со взрослыми. А вот их младшим братьям и сестрам повезло больше: в середине 1950-х детство стало возвращаться. Правда, каникул как таковых не было, все так или иначе должны были быть при деле: октябренком, пионером, членом комсомола, старостой класса, членом редколлегии. Если ты не в школе, не в поле и не на партсобрании своей организации, то в спортивном кружке или в пионерлагере.

Культура спорта в СССР тех лет культивировалась. Лыжи, велосипед, художественная гимнастика, легкая атлетика — люди занимались всем. Зрелищности было не занимать: спартакиады, советская замена западным Олимпийским играм, обрели огромный размах: игры проводили всесоюзные, краевые, районные, городские, местные, в школах, коллективах предприятий, колхозов, учебных заведений. Миллионы советских граждан принимали в них участие, в том числе молодежь разного возраста.

В своих воспоминаниях дети 1950-х отмечают, что фантазии и изобретательности им было не занимать: обломки кирпичей становились машинками, листья и спички — речными корабликами, палки — грозным оружием.

Но это скорее про старших школьников и студентов. А что же те, кто помладше? Если не были заняты трудом вместе с родителями, уходили из дома на весь день, и никто о них не беспокоился — вернутся. В своих воспоминаниях дети 1950-х отмечают, что фантазии и изобретательности им было не занимать: обломки кирпичей становились машинками, листья и спички — речными корабликами, палки — грозным оружием.

Настоящие игрушки могли позволить себе далеко не все. Если в простых семьях папы выстругивали игрушки из палок, а мамы шили кукол, то в семьях позажиточнее можно было увидеть игрушки из ГДР: пластмассовых пупсов и зверей, модели самолетов, шашки.

1960-е

Чем запомнились: полет Юрия Гагарина, хоккей и Карибский кризис

Чем занимались: кружки кибернетики, научная фантастика, хоккейные секции, кинопроекторы

Начало 1960-х ознаменовалось грандиозным событием: советский человек — первый в космосе. Подвиг Юрия Гагарина мечтали повторить, наверное, все мальчишки Советского Союза. Тем более что этому способствовала популяризация темы космоса: появились многочисленные «космические» игрушки — пупсы-космонавты и машинки-планетоходы, открылись кружки кибернетики и робототехники, а в домашних библиотеках навсегда поселились Стругацкие и Саймак, Азимов и Ефремов, Лем и Уэллс… Кто не зачитывался допоздна с фонариком под одеялом, вместо того чтобы «гулять, ведь лето на дворе»?

Кроме культа космоса продолжался культ спорта. Нет, не так: он достиг своего абсолюта. Среди всех видов на первый план вышел хоккей, который еще в 1950-х стали развивать, чтобы составить конкуренцию Западу. Увы, мест в хоккейных секциях на всех не хватало: принимали лишь самых талантливых. Именно из них впоследствии выросли легенды непобедимой советской команды — Валерий Харламов, Владислав Третьяк и другие.

Дети 1960-х, которые прямо сейчас чувствуют во рту вкус «Барбариса», «Тархуна» и «Колокольчика», могут вспомнить, как пытались обмануть автомат, чтобы не платить: бросали монету, привязанную за леску, и вытягивали ее обратно.

Несмотря на напряженную внешнеполитическую обстановку (вспоминаем Карибский кризис), жизнь внутри страны шла своим чередом. У людей стала появляться бытовая техника, кинопроекторы, на улицах — автоматы с газировкой. Дети 1960-х, которые прямо сейчас чувствуют во рту вкус «Барбариса», «Тархуна» и «Колокольчика», могут вспомнить, как пытались обмануть автомат, чтобы не платить: бросали монету, привязанную за леску, и вытягивали ее обратно.

Городские дети постарше стали увлекаться модой. Стиль задавали The Beatles, Шер, Элвис Пресли. В моду вошли джинсы клеш и юбки-варенки, но достать их, понятно, удавалось далеко не всем. В деревне развлекались иначе: устраивали праздники после окончания сбора урожая, запекали в углях картошку, пели, танцевали и прыгали через костер. Молодые люди знакомились на этих праздниках и устраивали личную жизнь.

А вот в походы ходили романтики всех мастей. Горы, костер, лунная ночь, Вознесенский и Евтушенко — и никакие проблемы взрослого мира вроде Карибского кризиса не могли убить вкус свободы.

Тим Яржомбек
Фото: Тим Яржомбек

1970-е

Чем запомнилось: «золотое время» Союза, телевизоры, «Москвич»

Чем занимались: пионерские лагеря, дискотеки, первая косметика

Этому десятилетию даже историки до сих пор не могут дать однозначного определения: то ли страна попала в застой, то ли, напротив, расцвела. С экономической точки зрения грандиозных достижений, как в 1960-х, не было, однако люди, выросшие в 1970-х, называют это время золотым. Они ― первое сытое поколение Союза, не знавшее в большинстве ни тяжелого труда, отголоски которого догоняли детей 1960-х, ни недоедания. Их мамы стали следить за модой и даже покупать косметику ― помимо известной даже девочкам 1990-х сухой туши «Грим» (помните, как в нее нужно было поплевать, чтобы накраситься?). Появились высокие каблуки, прически-начесы и продукция фабрики «Новая заря»: кремы, парфюм, пудра.

Многие семьи в 1970-х уже могли позволить себе телевизор. Взрослые смотрели шпионские, военные и детективные фильмы, детям же советское ТВ подарило целый ряд ставших культовыми передач: «В гостях у сказки», «АВБГДейка», «Ералаш». Именно в 1970-х родились такие картины, как «Служебный роман» и «Ирония судьбы». Если в семье не было телевизора, то можно было напроситься к соседям или сходить в кино: сдаешь бутылки от молока, получаешь несколько копеек — и бежишь на сеанс.

Лето в лагере — это не просто отдых, а целая жизнь. Дискотеки, вылазки ночью на речку, пока вожатые спят, страшные рассказы у костра, соревнования, день Нептуна.

Младшие дети катались в парках на детских педальных «Москвичах», для которых в 1970-х автомобильный завод им. Ленинского комсомола даже построил отдельный конвейер. Их выпускали всего около 200 тыс. штук в год, так что в личном пользовании их можно было встретить редко. Девочки мечтали о больших красивых куклах из ГДР: берешь за ручку — идет за хозяйкой. Стоили эти куклы по тем временам недешево, около 10–11 руб.

Отдельной частью жизни любого ребенка в 1970-х была поездка на каникулы в пионерлагерь. Этого очень ждали: заветные путевки выдавали родителям предприятия, к которым тогда относились все лагеря, или те же профсоюзы. Лето в лагере — это не просто отдых, а целая жизнь. Дискотеки, вылазки ночью на речку, пока вожатые спят, страшные рассказы у костра, соревнования, день Нептуна.

К сожалению, большинство пионерлагерей перестало существовать вместе с развалом Союза и предприятий, которые их содержали. Сегодняшние дети могут оценить эту романтику разве что по старым фильмам, таким как «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», да по новому сериалу «Пищеблок». Детский лагерь сегодня — «вы не понимаете, это другое».

1980-е

Чем запомнились: Олимпиада, перестройка, ожидание перемен

Чем занимались: первые электронные игры, журналы для подростков, музыка новой волны

Начались 1980-е ударно: в Москве состоялись XXII летние Олимпийские игры ― исключительное событие, поскольку впервые эти соревнования проводились в социалистической стране. Еще это время вообще называют временем последнего советского беби-бума: в следующее десятилетие будет огромный демографический провал.

В 1980-х дети и подростки еще наслаждались свободой без страха: не боялись посторонних, ходили в гости к тем, кто пять минут назад стал другом. Во время летних каникул разновозрастные табуны с криками носились по дворам с подвешенными на шее веревочками для ключей и допоздна пропадали на улицах, играя в казаки-разбойники. Прыгали в резиночки, гоняли в футбол на пустырях или перекидывали мяч с тремя полосками (да-да, тот самый, он стопроцентно у вас перед глазами) через турники под взглядами соседских бабушек. Некоторые выносили на улицу электронные игры, появившиеся в 1980-х, ― тетрис или «Ну, погоди!». И тогда броуновское движение на время замирало: каждый, у кого такой не было, хотел поиграть.

В 1980-х дети и подростки еще наслаждались свободой без страха: не боялись посторонних, ходили в гости к тем, кто пять минут назад стал другом. Во время летних каникул разновозрастные табуны с криками носились по дворам с подвешенными на шее веревочками для ключей и допоздна пропадали на улицах, играя в казаки-разбойники.

Поколение 1980-х вспоминает, что дети тогда не боялись ничего и никого. Нормой было оставаться дома одним. Нормой было всей оравой учиться у условного дяди Сережи столярному мастерству или выжиганию ― такой дядя Сережа обязательно находился среди соседей в любом дворе. Вообще у детей был культ взрослых: слово вожатого в лагере, учителя в школе и даже дяди Сережи ― закон.

Домашний быт был полон ритуалов. У каждой семьи дома стояла шведская стенка ― физические упражнения все еще были в почете. Копились подборки красочных журналов, которые выписывали, на каждого члена семьи ― свои. Для детей и подростков выбор огромный: «Мурзилка», «Искорка», «Костер». А вот издания «Пионер», «Юный натуралист» и «Юный художник» ― уже посерьезнее. Многие вспомнят, как вместе с родителями просматривали программу телепередач и обводили карандашом или синей ручкой интересные выпуски. И конечно, этот волшебный белый экран, на котором сменяются цветные картинки, когда папа крутит ручку проектора-фильмоскопа.

В конце 1980-х, когда началась перестройка, подростки увлеклись Виктором Цоем и культурой бунтарства, стали «ждать перемен». Дети 1970-х, выросшие в «золотое время», не совсем понимали, как приспосабливаться к новым реалиям. Горбачевская антиалкогольная кампания не только не давала результатов, напротив, становилось только хуже. Детей, росших в 1980-е, впоследствии назовут потерянным поколением.

1990-е

Чем запомнились: распад СССР

Чем занимались: детские ТВ-программы, импортные сладости, тамагочи, приставки

Стало не так безопасно гулять на улице поодиночке, пришлось учиться не открывать дверь незнакомым и не доверять «дяде Сереже», который предлагает научить выжиганию. Игры подростков часто были хардкорные: дворовый мортал-комбат ― когда вроде не всерьез, но драка; лазание по стройкам и недостроям; иногда и то и другое одновременно. Или вот еще: бегали по гаражам. Те же гаражи служили окопами для игр в войнушку, а сверху можно было стрелять из рогатки или пистолета с пульками (которые потом собирали по всему двору).

В то же время дети 1990-х оставались детьми и хотели того же, чего и все другие поколения: развлекаться и пробовать новое. Они смотрели передачи «Зов джунглей» и «Утренняя звезда», дома строили шалаши из стульев, диванных подушек и пледов, делали суп из грязи и деньги из листьев. Создавали анкеты для сверстников, слушали «Руки вверх» и «Дискотеку Аварию», бегали в видеосалоны брать напрокат «Птичку на проводе» и «Терминатора».

В то же время дети 1990-х оставались детьми и хотели того же, чего и все другие поколения: развлекаться и пробовать новое. Они смотрели передачи «Зов джунглей» и «Утренняя звезда», дома строили шалаши из стульев, диванных подушек и пледов, делали суп из грязи и деньги из листьев.

Когда в страну хлынуло много всего импортного, бросились пробовать первыми: сдавали бутылки, чтобы компанией скинуться и купить на оптовом рынке вафли Waggon Weels, шоколадки Wespa или большую бутылку Fanta. Собирали фантики от жевательных резинок Turbo и Love Is, хранили их в коробках под кроватью и открывали, только чтобы пополнить или пересмотреть вместе с друзьями. А еще ― страшно подумать ― ели сухим растворимый напиток Yupi.

Гиганты мирового рынка подарили России полки с невиданными раньше товарами и новые мечты: мальчишки захотели быть как Рокки Бальбоа (и играть с конструкторами Lego), девчонки ― куклу Barbie (и топик с Лео из «Титаника»). Потом появились первые игровые приставки — Dendy и Sega. Они подключались к телевизору и «сажали кинескоп» (так говорили родители), но играли в них все равно до утра. Большинство, правда, могло позволить себе максимум тамагочи, так что просить поиграть приходилось у зажиточных соседей.

Тим Яржомбек
Фото: Тим Яржомбек

2000-е

Чем запомнились: всеобщая цифровизация

Чем занимались: мессенджеры, социальные сети, компьютерные игры

В 2000-е в Россию хлынули зарубежные издательские дома, параллельно стала развиваться музыкальная индустрия. Новые медиа рассказывали молодым россиянам, как одеваться, что слушать, куда ходить, как общаться с противоположным полом. Законодательство было гораздо мягче, и молодежные издания могли открыто писать даже о сексе и алкоголизме. Журналы «Все звезды», «Ровесник», Cool, «Молоток», телеканал MTV и другие быстро заработали популярность: до них ниша была абсолютно пуста. Уже в следующие несколько лет после миллениума свои позиции начал занимать интернет.

Первые компьютеры с огромными пузатыми мониторами и с Windows 95 стали появляться в семьях еще в 1990-х. В 2000-х же компьютеризация полетела с невероятной скоростью. В классах информатики в те времена уже обычно был кто-то, кому посчастливилось изучить возможности графической программы Paint, Microsoft Word и, может быть, открыть для себя чат «Кроватка» или почту Mail.ru. Если вы тогда уже были среди счастливых обладателей компьютера и выхода в интернет через модем (крик из соседней комнаты: «Не занимай телефон!»), то должны помнить, сколько внутреннего восторга вызывала сама возможность связаться с кем-то, кто находится в другом городе.

Миллениалы жили в непрекращающемся потоке смены одного другим. Все развивалось очень быстро и так же быстро отмирало: уже к концу 2000-х закрылась часть модных печатных изданий, ушла культура эмо, видеопрокаты были выдавлены торрентами, модемы ― вайфаем, кассетники ― айподом, тяжелые и неудобные мобильники-кирпичи ― первыми смартфонами.

Именно в это десятилетие молодежь, которая всегда становится первым потребителем прогрессивных новинок, получила «Живой Журнал», Facebook, Twitter, «ВКонтакте» и один из первых мессенджеров, где можно было только переписываться, ― ICQ. Кстати, многочисленные компьютерные игры после танчиков и SuperMario на Dendy и Sega казались чем-то сверхъестественным — эпоха запомнилась шедеврами вроде NFS и GTA.

Книги, впрочем, позиций не сдавали, вот только интересы сильно сместились. Появился «Гарри Поттер», на долгие годы завоевавший сердца детей и их родителей по всему миру. У подростков же долго было в моде «все мрачное» и зачастую связанное с запрещенкой: «Бойцовский клуб» Паланика, «На игле» Уэлша, «Реквием по мечте» Селби, а также всевозможные вампирские кинохроники вроде «Интервью с вампиром» («Сумерки» вышли уже к концу десятилетия).

Слушали Metallica, Muse и HIM, одевались в черное, красили черным глаза ― и парни, и девчонки. Причем такая стилизация была свойственна сразу нескольким субкультурам: готам, эмо, панк-рокерам. Помните, как смеялись над нежными эмо-мальчишками с длинными челками представители других субкультур? И как бы в пику им всем в моду вошел гламур. Светлые локоны юной Бритни Спирс и томный «барби-взгляд» Пэрис Хилтон для многих стали объектом подражания.

Быстро развивающаяся развлекательная индустрия вообще породила множество совершенно разных звезд, предложив выбирать себе кумиров ― среди металлистов, рокеров, поп-певцов, «электронных» музыкантов. А заодно создала культуру фанатства, легендарный московский концертный клуб «Точка» и несколько крупных летних фестивалей ― «Казантип», «Нашествие», «Пиратская станция».

Миллениалы жили в непрекращающемся потоке смены одного другим. Все развивалось очень быстро и так же быстро отмирало: уже к концу 2000-х закрылась часть модных печатных изданий, ушла культура эмо, видеопрокаты были выдавлены торрентами, модемы ― вайфаем, кассетники ― айподом, тяжелые и неудобные мобильники-кирпичи ― первыми смартфонами. Здесь вы, наверное, подумали об Apple, но на самом деле свой первый смартфон они выпустили только в 2007-м, тогда как Ericsson, Nokia и другие экспериментировали уже много лет. Просто Apple iPhone оказался самым удобным, а дальше его историю мы все хорошо знаем.

2010-е

Чем запомнились: соцсети и блогинг, 4G, марсоход

Чем занимались: ловили покемонов, принимали челленджи

2010-е называют эпохой мобильного интернета. Трудно представить, чтобы в это десятилетие кто-то все еще жил без смартфона или планшетного компьютера. Дети (зумеры) начинали пользоваться интернетом раньше, чем говорить. И если в нулевых школьника, который мог нарисовать пальму в Paint, одноклассники считали чуть ли не нобелевским лауреатом, то в 2010-х даже самые маленькие получили возможность изучать информатику и программирование.

Технический прогресс изменил само детство, ведь даже летний детский лагерь перестал быть просто местом для купания по расписанию и песен под гитару: теперь в нем изучают бизнес-модели, ИТ-технологии и иностранные языки. А как вам киберспортивные лагеря, где делают ставку на развитие навыков в компьютерных играх? Звучит фантастически, но это наша реальность: киберспортсмена сегодня уважают не меньше, чем хоккеиста в 1950-х. (Все это, впрочем, не означает, что юные строители светлого будущего перестали мазать друг друга зубной пастой под покровом ночи.)

Если говорить о жизни вне лагеря, то здесь в 2010-х особняком стоят несколько забав, которые наверняка все прекрасно помнят. Во-первых, это разнообразные интернет-челленджи, увы, заменившие наших с вами казаков-разбойников. Вылить на себя ведро ледяной воды? «Почему бы и да». Прыгнуть с крыши, съесть острый перец, собрать колпачки с колес авто? Не всегда это заканчивалось благополучно, но разве детей когда-нибудь останавливали риски?

Однако история показывала уже не раз и не два: все, что лихо врывается в моду, так же быстро теряет позиции. Неизменными всегда остаются самые простые, понятные любому поколению вещи. Велосипед, самокат, ролики, встреча с друзьями, новое знакомство, любимая музыка в наушниках, стук сердца в жилах.

Во-вторых, игра Pokemon Go с дополненной реальностью: повсюду носились десятки подростков, «ловивших» покемонов в телефонах. В-третьих, спиннер-лихорадка. Эта безобидная на вид вращающаяся игрушка, запатентованная в 2017 году, по-настоящему захватила тысячи детских (и не только) умов и уже через год вошла в десятку самых продаваемых в мире. Популярность была такая, что иные высокопоставленные люди даже объявили игрушке войну — дескать, от нее тупеют.

Все три увлечения, каждое в свое время, были настоящим хитом и били все рекорды популярности. Однако история показывала уже не раз и не два: все, что лихо врывается в моду, так же быстро теряет позиции. Неизменными всегда остаются самые простые, понятные любому поколению вещи. Велосипед, самокат, ролики, встреча с друзьями, новое знакомство, любимая музыка в наушниках, стук сердца в жилах — и ты мчишься через жизнь с упоительным детским чувством свободы и бесконечности времени.

Поделиться
Авторы
Теги