Едем в Сибирь на поезде с билетом за ₽114 000

. Репортаж из золотого вагона, от которого кружится голова
Обновлено 23 июля 2022, 08:50
Golden Eagle Trans-Siberian Express
Фото: Golden Eagle Trans-Siberian Express

Что приходит на ум при словосочетании «железнодорожный круиз»? Оркестр в вагоне-ресторане, как «В джазе только девушки», публика в коктейльных нарядах из «Убийства в «Восточном экспрессе». Возможно, кому-то близка уэс-андерсоновская романтика «поезда на Дарджилинг», а может, и вовсе ставку стоит делать не на поезд, а на попутчика из купе № 6, который отвезет вас на край света.

«РБК Life» отправился в пятидневный железнодорожный круиз по Сибири на туристическом поезде «Золотой орел» в рамках проекта «Туту.ру» «Медиаразведка» и выяснил, что там происходит на самом деле.

«Ребята, здесь даже халаты есть»

Первые жаркие выходные лета. Казанский вокзал переполнен. Пробиваясь сквозь толпу и горы багажа, мы вышли на четвертый путь. Отсюда в Казань отправится пассажирский поезд, но не простой. К обычному составу прицепили несколько «экспрессивных» вагонов — кобальтового цвета с ярко желтой полосой посредине и позолоченным гербом по центру. Они вызывающе смотрятся среди прочих серых. Это вагоны поезда «Золотой орел».

В отличие от остальной части платформы здесь словно зона отчуждения: всего несколько пассажиров и проводники в идеально подогнанной такого же кобальтового цвета форме с позолоченной фурнитурой и брошью на груди в виде красного цветка.

<p>Сотрудники &laquo;Золотого орла&raquo; ожидают пассажиров. Поезд начал курсировать по Транссибирской магистрали по маршруту Москва&nbsp;&mdash; Владивосток в 2007 году, но не в регулярном режиме, а в круизном. То есть несколько раз в году вагоны &laquo;Золотого орла&raquo; вместе с составом катают пассажиров по разным маршрутам: то на Байкал, то в Улан-Батор</p>
Фото: Василий Коваленко

Сотрудники «Золотого орла» ожидают пассажиров. Поезд начал курсировать по Транссибирской магистрали по маршруту Москва — Владивосток в 2007 году, но не в регулярном режиме, а в круизном. То есть несколько раз в году вагоны «Золотого орла» вместе с составом катают пассажиров по разным маршрутам: то на Байкал, то в Улан-Батор

«Золотой орел» регулярно попадал в подборки шикарнейших поездов мира наряду с «Восточным экспрессом», африканским The Blue Train или шотландским Royal Scotsman. Фотографии поезда действительно впечатляют: там и роскошный «императорский люкс», и бар, рояль и собственная библиотека. Но, забегая вперед, предупреждаем: пандемия поумерила градус роскоши.

Попасть внутрь можно через специально предусмотренный для удобства «мостик» — практически между миром обыденным и миром волшебным. Кажется, здесь даже запах другой. Вместо обычного «поездного» — аромат свежевыстиранного белья. Пока вожусь с сумкой в тамбуре, опережая время, доносятся обрывки первых впечатлений: «Личный душ в купе!», «Недурно», «Ребята, здесь даже халаты есть», «А где императорский люкс?» Хороший вопрос.

Если поинтересоваться и заглянуть на сайт РЖД, то можно выяснить, что в 2022 году запланированы туры &laquo;Байкальский экспресс&raquo; из Москвы (июль), &laquo;Трансмонгольский экспресс&raquo; из Москвы (июль&mdash;август), &laquo;Трансмонгольский экспресс&raquo; из Улан-Батора (июль&mdash;август), &laquo;Байкальский экспресс&raquo; из Улан-Удэ (август), &laquo;Золотое кольцо&raquo; из Москвы (август) и Arctic Explorer &mdash; &laquo;В поисках северного сияния&raquo; (декабрь). В июне состоялся тур &laquo;В Сибирь&raquo;, в котором побывала наша корреспондент Кристина Резникова
Фото: Василий Коваленко

Если поинтересоваться и заглянуть на сайт РЖД, то можно выяснить, что в 2022 году запланированы туры «Байкальский экспресс» из Москвы (июль), «Трансмонгольский экспресс» из Москвы (июль—август), «Трансмонгольский экспресс» из Улан-Батора (июль—август), «Байкальский экспресс» из Улан-Удэ (август), «Золотое кольцо» из Москвы (август) и Arctic Explorer — «В поисках северного сияния» (декабрь). В июне состоялся тур «В Сибирь», в котором побывала наша корреспондент Кристина Резникова

Сколько стоят билеты

Оказалось, что вагон «Императорский люкс» доступен только под заказ. Цену можно узнать по запросу, и рассчитывается она в зависимости от маршрута, длительности поездки и дополнительных услуг. Например, на маршруте Казань — Тюмень — Тобольск — Пермь разместиться на одном месте «Императорского люкса» можно примерно за 300 тыс. руб., в «Серебряном» — за 155 тыс. руб. Экскурсионная программа в городах остановки формируется отдельно в зависимости от пожеланий клиента. Можно либо выбрать базовый турпакет, стоимость которого стартует от 24 тыс. руб., либо запросить индивидуальную программу. Так что, подбирая поездку, лучше внимательнее присматриваться к опциям, скрывающимся за ослепительным интерьером на промофотографиях «Императорского люкса».

<p>Что касается посуды, то в вагонах &laquo;Золотого орла&raquo; вы не найдете классических бокалов с подстаканниками (да и лапшу быстрого приготовления&nbsp;&mdash; тоже). Чай и кофе подаются в посуде Императорского фарфорового завода, основанного в Санкт-Петербурге в 1744 году. Стоимость одного сервиза может доходить до 800 тыс. руб.</p>
Фото: Василий Коваленко

Что касается посуды, то в вагонах «Золотого орла» вы не найдете классических бокалов с подстаканниками (да и лапшу быстрого приготовления — тоже). Чай и кофе подаются в посуде Императорского фарфорового завода, основанного в Санкт-Петербурге в 1744 году. Стоимость одного сервиза может доходить до 800 тыс. руб.

Впрочем, у кобальтового поезда в пакете услуг есть пятидневный круиз на туристическом поезде «В Сибирь» от РДЖ. Тур за 81 тыс. руб. в четырехместном купе в вагоне повышенного комфорта с общей душевой. Двухместное купе (СВ) обойдется в 114 тыс. руб. К такому туристическому поезду и прицепили наш вагон от «Золотого орла» с купе класса «золотой люкс» и отдельный вагон-ресторан — пообедать в нем пассажиры основного поезда не могут.

Герб, вышитый на спинке кровати в купе, непременная декоративная деталь &laquo;Золотого орла&raquo;. Туристический экспресс, презентованный публике в 2007 году на станции &laquo;Москва-Смоленская&raquo;, укомплектовывали с целью отразить гордость туристическим железнодорожным развлечением, самым протяженным и зрелищным в России.&nbsp;
Фото: Василий Коваленко

Герб, вышитый на спинке кровати в купе, непременная декоративная деталь «Золотого орла». Туристический экспресс, презентованный публике в 2007 году на станции «Москва-Смоленская», укомплектовывали с целью отразить гордость туристическим железнодорожным развлечением, самым протяженным и зрелищным в России.

Круиз включал в себя остановки в Казани, Тюмени, Тобольске и Перми со стоянками от шести до десяти часов. Кстати, первая столица Сибири — Тобольск — попала в круизный список совсем недавно: теперь в городе помимо кремля и мужского монастыря действует тематический парк «Тобол», созданный на местах съемок одноименного фильма Игоря Зайцева о покорении Сибири. Тур из Москвы устроен по принципу «туда и обратно». Большую часть пути состав едет по Транссибирской магистрали, минуя бесконечные равнины и тайгу.

Секретная кнопка, волшебная стремянка, фен и халат

Внутри вагона — золото на синеве. В этих цветах все: ковровая дорожка, занавески, скатерти. Табличка с номером на двери, как слиток золота, говорит сама за себя: вы не в обычном купе, а в «золотом люксе». На площади 7 кв. м, как в гонконгских квартирах-трансформерах, умещается все необходимое: обитый синим бархатом диван, раскладывающийся в кровать, выдвижной столик, верхняя кровать, чуть шире по размеру обычной купейной полки, ванная комната с душевой кабиной, санузел и пол с подогревом.

Купе &laquo;золотой люкс&raquo; выглядит очень респектабельно: всего две полки (верхняя и нижняя), кресло, душевая, столик, телевизор и жалюзи. Практически номер отеля или комфортабельная корабельная каюта &mdash; иными словами, золотой круизный стандарт
Фото: Василий Коваленко

Купе «золотой люкс» выглядит очень респектабельно: всего две полки (верхняя и нижняя), кресло, душевая, столик, телевизор и жалюзи. Практически номер отеля или комфортабельная корабельная каюта — иными словами, золотой круизный стандарт

Окна оборудованы жалюзи благородного шоколадного цвета. Есть все необходимые для поездки атрибуты: фен, мини-флаконы с косметикой, тапочки и образцовый белоснежный халат. Последнему почему-то удивляешься больше всего. Например, можно шокировать вокзальную общественность франтовским выходом в халате и с кружкой императорского фарфора на перрон во время остановки.

В допандемийное время &laquo;Золотой орел&raquo; возил зарубежных туристов на экскурсии по огромной территории страны. На сайте TripAdvisor до сих пор лежат сотни отзывов, свидетельствующих об испытанном иностранцами восторге от необычного путешествия. Например, один австралиец из Мельбурна взял &laquo;Трансмонгольский&raquo; круиз прямо из Пекина, побывал в Улан-Баторе, Иркутске, Екатеринбурге, Суздале, Владимире и Москве. Закончился его тур в Петербурге. Насыщенной программы австралийцу оказалось мало, особенно в мегаполисах&nbsp;&mdash; не хватило времени все осмотреть
Фото: Василий Коваленко

В допандемийное время «Золотой орел» возил зарубежных туристов на экскурсии по огромной территории страны. На сайте TripAdvisor до сих пор лежат сотни отзывов, свидетельствующих об испытанном иностранцами восторге от необычного путешествия. Например, один австралиец из Мельбурна взял «Трансмонгольский» круиз прямо из Пекина, побывал в Улан-Баторе, Иркутске, Екатеринбурге, Суздале, Владимире и Москве. Закончился его тур в Петербурге. Насыщенной программы австралийцу оказалось мало, особенно в мегаполисах — не хватило времени все осмотреть

Проводник Дмитрий с идеально подстриженной бородой ненавязчиво представляется и показывает все «фичи» купе: клапан, перекрывающий сенсор на кране, «секретную» кнопку, активирующую механизм стола, стремянку для верхней полки, возникающую из ниоткуда, и другие волшебства в духе «дома семьи Уизли».

«Раньше мы обслуживали иностранцев»

Поезд отправился, когда марганцевое солнце уже скатилось за горизонт. В вагоне-ресторане засверкали бокалы, меню раскрылись на столах, приборы скромно притаились под салфетками. Но в первые часы поездки никто не притрагивался к ним, разве что картинная пара, словно проникнувшая из «обычного» вагона: упитанный мужчина без футболки и его спутница разливают коньяк по бокалам и разговаривают на темы, которые даже случайно подслушать неловко.

Цены в вагоне-ресторане вполне «московские», но как будто десять лет назад. В поезде, пусть это и премиум-сегмент, по-прежнему чувствуешь себя как в машине времени. «Раньше мы обслуживали иностранцев, но это было еще в допандемийные времена», — полушепотом делится воспоминаниями сотрудник вагона-ресторана.

Вагон-ресторан &laquo;Золотого орла&raquo; соответствует названию и назначению: пышный, в дереве и атласе, со сверкающим убранством. На протяжении круиза шеф-повара ресторана готовят блюда национальной кухни, чтобы пассажиры в полной мере погрузились в атмосферу путешествия. В поезде трехразовое питание, чай и кофе приносят весь день, пассажирам &laquo;Золотого купе&raquo; доступен алкоголь в баре.<br />
&nbsp;
Фото: Golden Eagle Trans-Siberian Express

Вагон-ресторан «Золотого орла» соответствует названию и назначению: пышный, в дереве и атласе, со сверкающим убранством. На протяжении круиза шеф-повара ресторана готовят блюда национальной кухни, чтобы пассажиры в полной мере погрузились в атмосферу путешествия. В поезде трехразовое питание, чай и кофе приносят весь день, пассажирам «Золотого купе» доступен алкоголь в баре.

В доковидные времена поезд и правда пользовался популярностью у иностранных туристов: англичан, французов, немцев. Путешествие продолжалось две недели из Москвы в Пекин по Транссибу с остановками в ключевых городах. Такой круиз обходился туристам в сумму около 1,5 млн руб. Но теперь все иначе.

Кто ездит в ж/д круизы

Сегодня основная публика — пожилые пары и молодые семьи с детьми. Среди туристов наверняка найдутся аэрофобы. Впрочем, из-за ограничений в полетах, на фоне уменьшения объемов авиаперевозок и постоянно увеличивающегося интереса к внутреннему туризму, ожидается, что ж/д круизы заинтересуют и туристов, привыкших исключительно к полетам за границу.

<p>&laquo;Золотой орел&raquo; принадлежит группе компаний &laquo;Транс-сибирский экспресс&raquo; (на рынке с 1999 года), которая создает поезда для туристических, деловых, корпоративных и других поездок. С запуском на рельсы &laquo;Золотой орел&raquo; наладил отношения с зарубежными туроператорами (среди них британский GW Travel Limited и немецкий Lernedeё). В проект вложили на старте порядка 500 млн руб.</p>
Фото: Golden Eagle Trans-Siberian Express

«Золотой орел» принадлежит группе компаний «Транс-сибирский экспресс» (на рынке с 1999 года), которая создает поезда для туристических, деловых, корпоративных и других поездок. С запуском на рельсы «Золотой орел» наладил отношения с зарубежными туроператорами (среди них британский GW Travel Limited и немецкий Lernedeё). В проект вложили на старте порядка 500 млн руб.

Первую ночь спится непривычно под шатание поезда, а моется в душе — еще страннее. Присутствует эффект сохранения времени: ты делаешь свои рутинные дела, но при этом куда-то постоянно движешься. Утро пробивается сквозь жалюзи. Завтрак по типу room-service можно заранее заказать в удобное время. Кстати, серия фарфоровой посуды (на ней в том числе подают завтрак) была изготовлена под заказ для поезда на легендарном Императорском фарфоровом заводе, основанном в Санкт-Петербурге в 1744 году.

<p>Императорский фарфор в фокусе: фабрика, которая изготавливает эти вещицы, появилась в России в XVIII веке. Тогда интерес к фарфоровым изделиям был особенно высок. Новой мануфактурой руководил барон Иван Черкасов, а изготовление поручили немцу Христофору Гунгеру, который убедительно всем втолковывал, что разгадал секрет китайского мастерства. Четыре года он имитировал бурную деятельность, сделал всего шесть фарфоровых чашек сомнительного качества, обвинил в неудачах &laquo;заколдованную&raquo; печь и в конце концов уехал из Петербурга навсегда. Мануфактура продолжила работу с технологом Дмитрием Виноградовым, который самостоятельно в течение трех лет научился изготавливать фарфоровые предметы.</p>
Фото: Василий Коваленко

Императорский фарфор в фокусе: фабрика, которая изготавливает эти вещицы, появилась в России в XVIII веке. Тогда интерес к фарфоровым изделиям был особенно высок. Новой мануфактурой руководил барон Иван Черкасов, а изготовление поручили немцу Христофору Гунгеру, который убедительно всем втолковывал, что разгадал секрет китайского мастерства. Четыре года он имитировал бурную деятельность, сделал всего шесть фарфоровых чашек сомнительного качества, обвинил в неудачах «заколдованную» печь и в конце концов уехал из Петербурга навсегда. Мануфактура продолжила работу с технологом Дмитрием Виноградовым, который самостоятельно в течение трех лет научился изготавливать фарфоровые предметы.

Вот и первая остановка. В программе — экскурсии по знаковым местам городов с местными гидами и посещение лучших гастрономических мест. Но можно отправиться бродить по улицам самостоятельно, не забывая следить за временем. В любом случае, пока вы будете в городе, «номер» уберут, сменят полотенца и приведут постель в порядок. И стремянка для верхней кровати вновь куда-то исчезнет.

Что посмотреть в городах-остановках самостоятельно

Казань

Время стоянки: шесть с половиной часов

Времени не так уж много, но за шесть часов вполне можно успеть прогуляться по Казанскому кремлю — полюбоваться мечетью Кул Шариф и практически «римским» пейзажем, открывающимся с обзорной площадки, сделать фото до прихода большинства туристических групп.

<p>Здание мечети Кул Шариф&nbsp;&mdash; главной достопримечательности Казанского Кремля на площади 10 тыс кв м&nbsp;&mdash; новое. Прежнее было разрушено в 1552 году, когда Иван Грозный &laquo;Казань брал&raquo;, но татарская земля сохранила память о сооружении. К сожалению, о том, как именно оно выглядело, свидетельств не осталось. Тем не менее, в 2005 году, к тысячелетию города, здание восстановили и&nbsp;открыли свежевыстроенную мечеть.</p>
Фото: Василий Коваленко

Здание мечети Кул Шариф — главной достопримечательности Казанского Кремля на площади 10 тыс кв м — новое. Прежнее было разрушено в 1552 году, когда Иван Грозный «Казань брал», но татарская земля сохранила память о сооружении. К сожалению, о том, как именно оно выглядело, свидетельств не осталось. Тем не менее, в 2005 году, к тысячелетию города, здание восстановили и открыли свежевыстроенную мечеть.

Затем пройтись по пешеходной улице Баумана и подняться до старейшей в стране Казанской обсерватории, съесть эчпочмак и купить чак-чак к чаю в поезд. Если ускориться, то можно заглянуть на площадь Свободы, сфотографировать надпись «Миру мир» на крыше здания банка, прогуляться в миловидном районе «Татарской слободы» — это реконструкция татарской деревни. И лучше не в гуще туристической ее части, а по улочкам вокруг — дойти до Шотландского замка и особняка татарских «ротшильдов» — Юнусовых-Апанаевых с цитатой из Корана на фасаде здания.

<p>Кулинарная визитная карточка Татарстана&nbsp;&mdash; эчпочмак (переводится как &laquo;три угла&raquo;, то есть треугольный пирожок)&nbsp;&mdash; пекут в два этапа. Сырую начинку из мяса и картофеля заворачивают в &laquo;конверт&raquo; из теста, смазывают маслом и отправляют в духовку. В процессе эчпочмаки наполняют мясным бульоном, смазывают яйцом и допекают.<br />
&nbsp;</p>
Фото: Василий Коваленко

Кулинарная визитная карточка Татарстана — эчпочмак (переводится как «три угла», то есть треугольный пирожок) — пекут в два этапа. Сырую начинку из мяса и картофеля заворачивают в «конверт» из теста, смазывают маслом и отправляют в духовку. В процессе эчпочмаки наполняют мясным бульоном, смазывают яйцом и допекают.

На обед советуют пробовать вяленого гуся в качестве закуски, татарскую яичную лапшу, картофельную лепешку, ну а если не смутит — блюда из конины.

Тюмень

Время стоянки: десять часов

<p>У этой четырехкилометровой набережной четыре уровня: все надежно прикрыты плиткой и освещены фонарями (поэтому местные советуют приходить сюда вечером&nbsp;&mdash; территория выглядит празднично и одновременно уютно, когда днем весьма однообразно). Кстати, прибрежная зона реки Туры включена в туристический маршрут ЮНЕСКО.</p>
Фото: Василий Коваленко

У этой четырехкилометровой набережной четыре уровня: все надежно прикрыты плиткой и освещены фонарями (поэтому местные советуют приходить сюда вечером — территория выглядит празднично и одновременно уютно, когда днем весьма однообразно). Кстати, прибрежная зона реки Туры включена в туристический маршрут ЮНЕСКО.

В Тюмени стоит пройтись по самой высокой набережной в России — по всем четырем уровням от подвесного моста Влюбленных до ресторана «15/86» с видом на реку Туру, где отобедать местными специалитетами. Особенно хороши грузди со сметаной, пельмени из муксуна и, конечно, нарядные десерты — например, Павлова с брусникой.

<p>Так выглядит десерт в ресторане &laquo;15/86&raquo;. Вообще, на тюменской набережной можно зайти в минимум пять ресторанов: есть и пиццерия, и фастфуд, и пекарня при кофейне. Рядом расположены краеведческий музей, историческая площадь и скверы.</p>
Фото: Василий Коваленко

Так выглядит десерт в ресторане «15/86». Вообще, на тюменской набережной можно зайти в минимум пять ресторанов: есть и пиццерия, и фастфуд, и пекарня при кофейне. Рядом расположены краеведческий музей, историческая площадь и скверы.

Затем продолжить прогулку по объектам деревянного зодчества, а после отправиться в место, ради которого туристы слетаются в Тюменскую область — горячие термальные источники. В черте города в 2020 году построили спа-комплекс «ЛетоЛето», где можно за два — два с половиной часа насладиться горячим целебным бассейном на открытом воздухе.

<p>В спа-комплексе &laquo;ЛетоЛето&raquo; есть летний пляж площадью 300 кв м, морской бассейн (440 кв м) и горячий источник (400 кв м). Сауна, массажи, арома-джакузи, аквапарк, отель&nbsp;&mdash; все,&nbsp;что душе угодно. И ценник очень привлекательный.&nbsp;</p>
Фото: Василий Коваленко

В спа-комплексе «ЛетоЛето» есть летний пляж площадью 300 кв м, морской бассейн (440 кв м) и горячий источник (400 кв м). Сауна, массажи, арома-джакузи, аквапарк, отель — все, что душе угодно. И ценник очень привлекательный.

Поезд отправляется поздно, поэтому можно успеть поужинать в любимом туристами и жителями города музее-ресторане «Чум» — любопытные детали интерьера и душевная кухня северных народов ханты и манси, включающая экзотические виды мяса — медведь, косуля, лось.

<p>&laquo;Чум&raquo; называют рестораном-музеем, потому что его украшают&nbsp;чучела животных, вместо стандартных интерьерных картин. Даже хантыйский чум можно найти внутри (и поужинать в нем).&nbsp;</p>
Фото: Василий Коваленко

«Чум» называют рестораном-музеем, потому что его украшают чучела животных, вместо стандартных интерьерных картин. Даже хантыйский чум можно найти внутри (и поужинать в нем).

Тобольск

Время стоянки: девять с половиной часов

Тобольск — первая столица Сибири и город с глубоким историческим подтекстом. Очевидно, агентство туризма и продвижения Тюменской области Visit Tyumen намерено возродить интерес к этому городу с целью развития локального туризма. Здесь стоит посмотреть единственный в Сибири каменный Тобольский кремль, стоящий на утесе, с которого открывается вид на «нижний» Тобольск.

<p>&laquo;Нижний город&raquo; в Тобольске (или Подгора)&nbsp;&mdash; это старая часть города, застроенная в XIX веке. Сейчас это уникальный район с малоэтажной застройкой, где практически каждое здание&nbsp;&mdash; памятник&nbsp;архитектуры. Подгора была привлекательным местом, пока не подвела дренажная система: район подтопило и жители перебрались в Верхний город.<br />
&nbsp;</p>
Фото: Василий Коваленко

«Нижний город» в Тобольске (или Подгора) — это старая часть города, застроенная в XIX веке. Сейчас это уникальный район с малоэтажной застройкой, где практически каждое здание — памятник архитектуры. Подгора была привлекательным местом, пока не подвела дренажная система: район подтопило и жители перебрались в Верхний город.

Исследовав территорию кремля и Гостиного двора, можно пообедать в кафе «Дворцовая». Место удивит лаконичным дизайном в духе столичных гастро-бистро и интересным меню: паштет с соусом из абрикосов, запеченные улитки с чиабаттой, свекольник с говяжьими щеками, утиная грудка с вяленой морковью, крем-чизкейк с цукатами.

Тобольский тюремный замок, в котором отбывали срок декабристы и политзаключенные, — еще одна точка на карте туриста. Можно увидеть камеры разных типов заключенных, артефакты тюремного быта, расстрельную стену и церковь с бесконечными списками репрессированных.

<p>В так называемом&nbsp;Тобольском&nbsp;централе рядом с кремлем у Троицкого мыса арестанты содержали сами себя: готовили еду, доставляли воду, заготавливали дрова и убирали помещения. Если кто-то болел, ухаживали своими силами. Бунты, связанные с условиями содержания, жестоко подавляли. В СССР здесь расстреляли 2500 человек.&nbsp;</p>
Фото: Василий Коваленко

В так называемом Тобольском централе рядом с кремлем у Троицкого мыса арестанты содержали сами себя: готовили еду, доставляли воду, заготавливали дрова и убирали помещения. Если кто-то болел, ухаживали своими силами. Бунты, связанные с условиями содержания, жестоко подавляли. В СССР здесь расстреляли 2500 человек.

Продолжить исследование города можно, спустившись по живописному кремлевскому тракту в «нижний» Тобольск. Здесь заглянуть в римско-католический храм Святой Троицы, на Базарную площадь с заброшенными довоенными зданиями, которые планируется реставрировать, и обязательно посетить Дом-музей Романовых. Реальный особняк, в котором семья провела последние девять месяцев в ссылке перед расстрелом.

Если позволит время — недалеко от города расположен парк «Тобол» с декорациями, оставшимися после съемок одноименного фильма. Достопримечательность, которой очень гордятся горожане. Можно самостоятельно прогуляться по парку и посмотреть на объекты, а можно взять костюмированную экскурсию, во время которой предлагается поучаствовать в импровизированных «съемках фильма».

<p>Фильм &laquo;Тобол&raquo;, декорации к которому теперь стали общественно-развлекательной зоной, получился сумбурный и перенаселенный, тогда как расширенная версия из восьми серий&nbsp;&mdash; куда удачнее. Ее можно посмотреть в онлайн-кинотеатрах.</p>
Фото: Василий Коваленко

Фильм «Тобол», декорации к которому теперь стали общественно-развлекательной зоной, получился сумбурный и перенаселенный, тогда как расширенная версия из восьми серий — куда удачнее. Ее можно посмотреть в онлайн-кинотеатрах.

Пермь

Время стоянки: восемь часов

Пермь можно изучить самостоятельно благодаря специально созданной туристической инфраструктуре — подобный проект есть, например, в Эдинбурге. Через все значимые объекты города проходят два маршрута — «красный» и «зеленый», обозначенные специальными стрелками на асфальте. Во время маршрута встречаются информационные стенды, рассказывающие о том или ином объекте города.

<p>Соборная площадь на реке Каме с колокольней Спасо-Преображенского собора, построенной из камней ранее разрушенного Пысковского монастыря,&nbsp;&mdash; сердце города с эффектом машины времени: стоишь, смотришь вокруг и будто переносишься в XVI век.</p>
Фото: Василий Коваленко

Соборная площадь на реке Каме с колокольней Спасо-Преображенского собора, построенной из камней ранее разрушенного Пысковского монастыря, — сердце города с эффектом машины времени: стоишь, смотришь вокруг и будто переносишься в XVI век.

Любопытно, что Пермская область — единственный регион России, не являющийся республикой, у которого есть своя региональная кухня. Ее можно попробовать в одноименном кафе-музее «Пермская кухня», которым владеет ресторатор Алексей Субботин. Его отец — советский кулинар Сергей Субботин — много лет собирал старые рецепты по всему краю и изложил их в своей кулинарной книге, которую можно купить в этом же кафе. Из пермской кухни стоит попробовать посикунчики с разными начинками, блюда из кролика (кроличьи язычки), суп из пистиков, шаньги.

<p>Посикунчики в кафе-музее - один из примеров региональной кухни, которую должен отведать турист. В Перми даже проходят соревнования по поеданию посикунчиков: за минуту участник должен съесть как можно больше мясных пирожков. Как раз 31 июля в районе городского амфитеатра состоится такое увеселение.&nbsp;<br />
&nbsp;</p>
Фото: Василий Коваленко

Посикунчики в кафе-музее - один из примеров региональной кухни, которую должен отведать турист. В Перми даже проходят соревнования по поеданию посикунчиков: за минуту участник должен съесть как можно больше мясных пирожков. Как раз 31 июля в районе городского амфитеатра состоится такое увеселение.

В часе езды от города находится первый на Урале музей деревянного зодчества Хохловка. На 35 гектарах расположены избы коми-пермяков, живописная деревянная мельница, часовня и набережная с видом на известняковые скалы.

<p>Еще один повод посетить Пермь&nbsp;&mdash; архитектурно-этнографический музей &laquo;Хохловка&raquo; под открытым небом, с усадьбами крестьян разных народов края, 300-летними деревянными церквями, &laquo;Камским морем&raquo; (водохранилище, одно из самых крупных в Европе) и, конечно&nbsp;же, шатровой ветряной мельницей&nbsp;&mdash; редкой для Урала, где чаще строили мельницы водяные.</p>
Фото: Василий Коваленко

Еще один повод посетить Пермь — архитектурно-этнографический музей «Хохловка» под открытым небом, с усадьбами крестьян разных народов края, 300-летними деревянными церквями, «Камским морем» (водохранилище, одно из самых крупных в Европе) и, конечно же, шатровой ветряной мельницей — редкой для Урала, где чаще строили мельницы водяные.

Ближе к вечеру идеально совершить променад по набережной Камы. Энергетика «большой воды» чувствуется сразу: Кама — одна из самых больших рек в Европе. Набережная проходит как по нижнему, так и по верхнему уровню. Во время прогулки можно осмотреть Соборную площадь, Речной вокзал и здание, которое издалека можно принять за Акрополь. Но это всего лишь мираж — вблизи оно обернется Пермским краеведческим музеем.

Поделиться
Авторы
Теги