Знаете, что такое «Зловещая долина»? Вы наверняка видели такое в кино

. Этот психологический феномен вызывает неподдельный ужас у зрителей
Обновлено 21 июля 2022, 07:45
Paramount Pictures
Фото: Paramount Pictures

В 1978 году японский инженер Масахиро Мори описал необычный психологический феномен. Исследуя эмоциональную реакцию людей на внешний вид роботов, ученый заметил, что чем больше андроид похож на человека, тем симпатичнее он кажется зрителю. Но только до определенного момента. Наиболее человекоподобные существа из-за небольших, но заметных несоответствий во внешности с живыми людьми могут вызывать негативные чувства — от легкого дискомфорта до неподдельного ужаса. Резкий спад на нарисованном Мори графике «симпатии» получил название Bukimi No Tani, что впоследствии было переведено на английский как Uncanny Valley («Зловещая долина»).

<p>Зона &laquo;зловещей долины&raquo; на графике обозначена серым цветом. Испуг и неприязнь возникает тогда, когда искусственное существо становится похожим на человека, но при этом не идентично ему.</p>
Фото: Wikipedia

Зона «зловещей долины» на графике обозначена серым цветом. Испуг и неприязнь возникает тогда, когда искусственное существо становится похожим на человека, но при этом не идентично ему.

При этом феномен характерен не только для робототехники. Так или иначе с ним сталкивалось большинство людей. К примеру, при просмотре фильма или прохождении компьютерной игры, когда мы замечаем во внешности персонажа или его действиях что-то странное и неестественное, что может в нас вызвать чувство дискомфорта или даже не на шутку напугать. Скажем, это может быть кожа ненатурального оттенка, фальшивая мимика при разговоре, чересчур симметричные черты лица, непропорциональное тело, механический голос, а также другие нюансы, выдающие неестественную природу происхождения объекта.

Эффект «Зловещей долины» уже давно активно используют создатели хорроров для нагнетания еще большего ужаса на зрителя. Наверняка многие помнят знаменитую сцену из фильма «Звонок», когда девочка Садако, вылезает из телевизора, пугая главного героя. Впрочем, иногда эффект «Зловещей долины» возникает непроизвольно, причем, у положительных персонажей. Казалось бы, они должны вызывать симпатию, но зритель или геймер испытывает совсем другие эмоции — от холодной отстраненности до натурального неподдельного ужаса. Мультипликаторы уже давно знают, что рисованные или трехмерные персонажи не должны слишком сильно быть похожими на человека. Но все равно продолжают ошибаться. Мы выбрали несколько ярких примеров, когда «Зловещая долина» просочилась в некоторые масштабные проекты в кино и игровой индустрии.

Medal of Honor: Warfighter

Обложка видео

Эта игра была второй попыткой воскрешения некогда знаменитой серии шутеров от первого лица, но в результате так и осталась последней полноценной частью франшизы. У провала Medal of Honor: Warfighter есть множество самых разных причин, одной из которых можно назвать феномен «Зловещей долины» в заставках. Аниматоры проделали, безусловно, огромную работу, стараясь сделать персонажей максимально похожими на человека, но когда поняли, что тут что-то пошло не так, было уже слишком поздно. Особенно эффект заметен в кат-сценах с участием жен протагонистов, глядя на которых, понимаешь, почему главные герои променяли домашний уют на военные авантюры в других уголках планеты. Не исключено, что в горячих точках они чувствуют себя гораздо уютнее, нежели в компании своих зловещих супруг. Несмотря на высокий уровень детализации моделей, они имеют чересчур натянутые фальшивые улыбки, неестественные движения глаз, выпирающие зубы и слишком явные отблески света на коже.

«Полярный экспресс»

<p>Создатели мультфильма &laquo;Полярный экспресс&raquo; пытались добиться максимальной реалистичности, которая, тем не менее, получилась недостаточной для полной достоверности. Не самое приятное восковое лицо без эмоций и мутные глаза были не только у главного героя, но и у других персонажей картины.</p>
Фото: Castle Rock Entertainment

Создатели мультфильма «Полярный экспресс» пытались добиться максимальной реалистичности, которая, тем не менее, получилась недостаточной для полной достоверности. Не самое приятное восковое лицо без эмоций и мутные глаза были не только у главного героя, но и у других персонажей картины.

В 2004 году режиссер Роберт Земекис, известный на тот момент по трилогии «Назад в будущее» и «Форресту Гампу», снял анимационный фильм «Полярный экспресс». Картина рассказывает о детях, которые отправились на волшебном поезде на Северный полюс в гости к Санта-Клаусу. Мультфильм получил смешанные оценки с множеством негативных отзывов в сторону аниматоров, которых подвела тяга к максимальному «очеловечиванию» персонажей. «Полярный экспресс» ругали за безжизненные 3D-модели с неестественными движениями и «плавающими» взглядами. Особенно досталось главному герою — 8-летнему Крису, внешность которого была смоделирована по детским фотографиям Тома Хэнкса. От обаяния знаменитого актера в компьютерном мальчике с безжизненном восковым лицом и мутным взглядом не осталось и следа. «Будь я ребенком, то после просмотра этого мультфильма мне бы снились кошмары», — писал о мультфильме один из кинокритиков.

Приключения Тинтина: Тайна «Единорога»

Обложка видео

На те же грабли наступил и Стивен Спилберг, в 2011 году снявший трехмерный фильм, основанный на графических рассказах о репортере Тинтине от бельгийского художника Эрже. Несмотря на использование технологии захвата движения («Motion Capture»), авторам так и не удалось создать оживший комикс. Парадокс заключается в том, что главный герой выглядит максимально похожим на человека, но при этом в нем есть что-то неестественно механическое, отталкивающее и даже мерзкое. «Удивительно, но Эрже удалось добиться гораздо большей выразительности при помощи простых карандашных линий, чем целой армии аниматоров, вооруженных компьютерами», — отозвался о фильме один из критиков на страницах газеты The Guardian.

Gran Turismo 5

Обложка видео

«Зловещая долина» в гоночном симуляторе? Да, бывает и такое. Игра Gran Turismo 5, вышедшая в 2011 году, получила преимущественно положительные оценки за неплохой геймплей, а также огромное количество машин, соревнований и трасс. Действительно, сами автомобили сделаны превосходно, чего нельзя сказать о моделях реальных гонщиков, появляющихся в игре. Так, в роли главного наставника в симуляторе выступает легенда NASCAR Джефф Гордон, отличающийся достаточно эмоциональным поведением в жизни. Но в симуляторе от живости знаменитого американского пилота не осталось и следа. Компьютерный гонщик с заторможенной мимикой однообразно шевелит губами не в такт озвучке, а в его стеклянных глазах поблескивает недобрый искусственный огонек. В результате у игроков создается впечатление, что навыкам вождения его обучает не четырехкратный чемпион NASCAR, а самый настоящий зомби.

«Халк»

Обложка видео

Фильм «Халк» хоть и собрал в прокате рекордные для 2003 года $245 млн, но при этом подвергся достаточно жесткой критике, в том числе за слабые спецэффекты. Многие зрители обратили внимание на отталкивающую внешность главного героя, когда он превращается в монстра. Компьютерная модель с оливковой кожей выглядит так, как будто Халка неумело вылепили из глины, что работает не в пользу привлекательности персонажа. Судя по всему, в «Зловещую долину» провалились и создатели нового супергеройского сериала «Женщина-Халк», премьера которого состоится в августе 2022 года. Посмотрев первый трейлер, фанаты обратили внимание на отталкивающую внешность героини, которая выглядит особенно пугающе на фоне обычных людей. Некоторые даже сравнили персонаж Татьяны Маслани с великаншей Фионой из «Шрека».

Поделиться