Вы знаете, кто такой Мате Римац? Этот изобретатель превзошел Илона Маска

. Ему всего 34 года, а он уже придумал множество технологий
Обновлено 08 сентября 2022, 08:02
Rimac Group
Фото: Rimac Group

Ровно год назад в мировой автомобильной индустрии произошло поистине эпохальное событие, которое в нашем медиапространстве осталось практически без внимания. Легендарная марка Bugatti, которая последние два десятилетия выпускала одни из самых мощных, быстрых и дорогих автомобилей в мире, обрела нового владельца. Причем Bugatti вырвала из-под крыла концерна Volkswagen не какая-нибудь глобальная транснациональная корпорация, а небольшая хорватская компания Rimac, которая сама еще несколько лет назад считалась не более чем перспективным стартапом. А сегодня ее основатель Мате Римац занимает пост главы новой объединенной компании Bugatti Rimac и считается одним из самых влиятельных людей в европейской автоиндустрии. А ведь этому парню всего 34 года! Так кто же такой этот Мате Римац и почему его уже называют балканским Илоном Маском?

Новый владелец Bugatti

Сама схема покупки Bugatti компанией Rimac вполне может стать новой сделкой века в автопроме. Легендарную марку Bugatti, находящуюся на грани банкротства, в 1998 году выкупил концерн Volkswagen. Тогдашний босс немецкой компании Фердинанд Пиех задался целью вернуть былую славу именитой компании, вновь превратив ее в производителя самых быстрых и самых дорогих автомобилей в мире.

<p>Фердинанда Пиеха не стало в августе 2019 года. Он вступил в должность генерального директора Volkswagen в 1993 году и&nbsp;вплоть до 2002-го занимал этот пост, а затем перешел в наблюдательный совет акционеров и продолжал влиять на стратегически важные решения внутри компании. Именно Пиех&nbsp;в самом конце1990-х задался целью&nbsp;построить быстрейшую и самую дорогую машину в мире. Именно по этой причине немецкий концерн выкупил находящуюся на грани банкротства марку Bugatti и принялся за ее возрождение</p>
Фото: Harry Melchert / dpa / Global Look Press

Фердинанда Пиеха не стало в августе 2019 года. Он вступил в должность генерального директора Volkswagen в 1993 году и вплоть до 2002-го занимал этот пост, а затем перешел в наблюдательный совет акционеров и продолжал влиять на стратегически важные решения внутри компании. Именно Пиех в самом конце1990-х задался целью построить быстрейшую и самую дорогую машину в мире. Именно по этой причине немецкий концерн выкупил находящуюся на грани банкротства марку Bugatti и принялся за ее возрождение

В 2005 году свет увидел 1000-сильный Bugatti Veyron стоимостью €1 млн, который последовательно бил все мировые рекорды по динамике разгона, максимальной скорости и, конечно же, цене. А затем французская компания выпустила купе Chiron с мотором мощностью уже 1500 «лошадок» и ценой под €2 млн. Новая модель, названная в честь именитого французского гонщика Луи Широна, переплюнула все достижения своей предшественницы. Автомобили Bugatti так бы и почивали на лаврах, если бы в 2018 году некий Мате Римац в пригороде Загреба не создал машину, которая оказалась быстрее «Широна». Да не простую, а полностью электрическую!

Именно в то время автомобильный старт-ап Rimac начал привлекать внимание инвесторов, продавая свои миноритарные доли. Немножко досталось Hyundai, а еще чуть — Volkswagen. С тех пор хорватская компания была, что называется, на виду у крупных автогигантов и привлекала к себе внимание огромным количеством инноваций.

Сразу после пандемийного 2020-го Римац за скромные средства по меркам автоиндустрии позволил VW нарастить долю в своей компании до 24%. Это важный аспект, так как будь у немцев хотя бы четверть акций, они могли бы получить доступ ко всем продвинутым технологиям Rimac, которых, к слову, предостаточно.

<p>Мате Римацу всего 34 года, а среди его достижений&nbsp;уже несколько международных патентов и должность основателя и руководителя одной из самых передовых автомобильных компаний мира. Кроме того, в 2009 году его имя&nbsp;попало в официальные документы Международной автомобильной федерации FIA&nbsp;как создателя быстрейшего электромобиля планеты</p>
Фото: Rimac Group

Мате Римацу всего 34 года, а среди его достижений уже несколько международных патентов и должность основателя и руководителя одной из самых передовых автомобильных компаний мира. Кроме того, в 2009 году его имя попало в официальные документы Международной автомобильной федерации FIA как создателя быстрейшего электромобиля планеты

Затем хорватская компания была реорганизована в Rimac Group, в которой 24% также остались за немцами, 12% — за Hyundai, а еще 27% оказались малыми долями у небольших инвесторов. Вместе с тем крупнейшим акционером все равно остался сам Римац с пакетом 37% акций (для сравнения, сейчас доля Маска в Tesla всего 22%).

Затем Rimac Group разделилась на два подразделения — Rimac Technology, которая продолжает оказывать услуги инжиниринга автокомпаниям, а также на Rimac Automobili. И вот как раз Rimac Automobili объединились с Bugatti в единую компанию, где 55% теперь принадлежат Rimac Group, а оставшиеся 45% — Volkswagen. Но на деле получается, что Римац, будучи крупнейшим акционером, контролирует Rimac Group. А поскольку у Rimac Group больше акций в совместном предприятии с Bugatti, он контролирует и всю эту структуру. Причем по соглашению с немцами именно Римац стал главой новой объединенной компании Bugatti Rimac.

Структура новой компании Rimac Groupe настолько сложная и запутанная, что в ее пресс-службе подготовили специальную инфографику, демонстрирующую доли основных акционеров и небольших&nbsp;инвесторов. Кроме того, из этой схемы становится ясно, какие именно подразделения будут строить новые машины, а какие заниматься инжинирингом и технологиями
Фото: Rimac Group

Структура новой компании Rimac Groupe настолько сложная и запутанная, что в ее пресс-службе подготовили специальную инфографику, демонстрирующую доли основных акционеров и небольших инвесторов. Кроме того, из этой схемы становится ясно, какие именно подразделения будут строить новые машины, а какие заниматься инжинирингом и технологиями

Обладатель международных патентов

Мате родился в югославском в городе Ливно (ныне находится в Боснии и Герцеговине) в 1988 году. В 1991-м, когда ему исполнилось всего три года, семья переехала в Германию, во Франкфурт, чтобы избежать зарождающихся тогда югославских войн. Там они жили вплоть до 2000 года, после чего переехали в Хорватию, поселившись в городке Самоборе, где отец Римаца основал небольшое агентство недвижимости.

Со школьных лет Мате проявил себя как новатор, хотя не раз рассказывал в интервью, что переезд из Германии в Хорватию дался трудно. Было сложно адаптироваться, да и одноклассники частенько издевались над ним за боснийский акцент. Римац с подросткового возраста был очарован автомобилями и технологиями и очень много времени проводил в гараже отца над собственными проектами.

Узнав о них, один из наставников Мате в средней школе, по имени Иван Вланич, убедил его принять участие в местном конкурсе по электронике. У Римаца не было больших надежд, так как он не очень хорошо учился по физике, но тем не менее занял на этой Олимпиаде первое место. После этого юноша участвовал в соревнованиях на национальном уровне, где также завоевал первое место, а затем представлял Хорватию на мировых первенствах по электронике и инновациям.

Специальная перчатка с сенсорами, которая может заменить традиционную&nbsp;компьютерную мышь и клавиатуру, была&nbsp;названа&nbsp;Римацем&nbsp;iGlove. Международный патент на изобретенное им устройство Мате получил, когда ему едва исполнилось 18 лет
Фото: Tom Salt for CAR magazine

Специальная перчатка с сенсорами, которая может заменить традиционную компьютерную мышь и клавиатуру, была названа Римацем iGlove. Международный патент на изобретенное им устройство Мате получил, когда ему едва исполнилось 18 лет

В 2005 году Римац, будучи еще в старшей школе, изобрел устройство, которое заменило компьютерную клавиатуру и мышь. Эта перчатка с сенсорами получила название iGlove. Позже Мате с командой единомышленников создал и собственную систему мониторинга слепых зон для автомобильных зеркал заднего вида, назвав ее Active Mirror System. В 2006 году эта система получила награду на международной выставке IENA.

Несмотря на высокую должность, Римац до сих пор любит, что называется, &quot;работать руками&quot;. Он нередко появляется на сборочной площадке и в мельчайших деталях изучает каждый этап производства. Кроме того, Мате частенько сам садится за руль своих электромобилей во время дорожных испытаний и тестов на полигоне.
Фото: Rimac Group

Несмотря на высокую должность, Римац до сих пор любит, что называется, "работать руками". Он нередко появляется на сборочной площадке и в мельчайших деталях изучает каждый этап производства. Кроме того, Мате частенько сам садится за руль своих электромобилей во время дорожных испытаний и тестов на полигоне.

Вот так к 18 годам Римац подал заявки на два международных патента на свои изобретения. Молодой изобретатель также получил множество наград на международных конкурсах в области электроники и инноваций и прошел курс лекций в Университете прикладных наук Верна (Германия) в 2007 году. В 2010-м Мате окончил университет в Загребе и получил степень бакалавра в области предпринимательского менеджмента. В своих интервью он не раз признался, что если бы не школьный учитель Вланич, то вряд ли когда-нибудь занялся бы изобретениями.

Создатель быстрейшего электромобиля в мире

У Римаца была еще одна страсть — автомобили. Будучи очарованным ими, Мате всю свою жизнь мечтал войти в мир автогонок. Еще в 2006 году, в возрасте 19 лет, на один из первых гонораров он купил себе BMW 323i E30 1984 года выпуска. На тот момент такой шаг казался юноше самым дешевым способом попадания в любительские автогонки. Но после того, как во время одного из заездов бензиновый двигатель его BMW взорвался, Мате понял, что серьезно влип. Замена мотора оказалась весьма недешевой, а автоспорт начал казаться уж очень дорогим удовольствием.

Нынешний сборочный цех&nbsp;и инженерный центр&nbsp;Rimac располагаются под Загребом, однако после объединения автомобильного подразделения компании с французской Bugatti оба производства разместятся на новой&nbsp;площадке Rimac Campus, которая строится неподалеку от нынешней штаб-квартиры. Пока же сборка Bugatti продолжается в эльзасском городе Мольсеме
Фото: Rimac Group

Нынешний сборочный цех и инженерный центр Rimac располагаются под Загребом, однако после объединения автомобильного подразделения компании с французской Bugatti оба производства разместятся на новой площадке Rimac Campus, которая строится неподалеку от нынешней штаб-квартиры. Пока же сборка Bugatti продолжается в эльзасском городе Мольсеме

Но Римац вновь проявил смекалку и решил радикально переделать свой автомобиль. Вдохновленный инновациями своего земляка и кумира Николы Теслы, молодой изобретатель переделал BMW в электромобиль! Напомним, что компания Tesla на тот момент была еще очень молодым, никому не известным стартапом и тем более не задавала никаких трендов на электрификацию автотранспорта.

Впрочем, поначалу в тусовке автоспортсменов над Римацом насмехались и говорили, что тот привозит на гоночную трассу «стиральную машину». Но он не опускал руки и в гараже отца постепенно дорабатывал свою конструкцию из самодельных деталей.

И уже через пару лет электрическое купе BMW набирало «сотню» за 3,3 секунды и разгонялось до 280 км/ч. А к 20 годам имя Римаца попало в официальные документы Международной автомобильной федерации FIA как создателя самого быстрого электромобиля в мире. Между тем шла вторая половина 2008 года, а Tesla только-только строила свои первые прототипы седана Model S. Собственно, Маску уже тогда следовало признать, что его электрокары не самые быстрые в мире. Ведь с тех пор именно из-за Римаца они таковыми так и не стали.

Обложка видео

В возрасте всего 19 лет Римац принялся за постройку своего первого электромобиля. За основу машины было взято старенькое немецкое купе BMW 323i E301984 года выпуска, которую он в собственном гараже переоборудовал в электрокар. Впрочем, несмотря на некоторую кустарность, машина обладала рекордными характеристиками и разгонялась до 280 км/ч.

Год спустя, в 2009-м, 21-летний Римац зарегистрировал в Хорватии компанию Rimac, занявшись тем, что у него лучше всего получалось, — разработкой высокотехнологичных компонентов для электрических и гибридных машин. И поскольку он уже был достаточно известен в узких кругах специалистов этой области, то смог даже привлечь для своего проекта инвесторов. Впрочем, следующие пару лет компания Римаца занималась не только разработкой инженерных решений, но и строила собственный электромобиль.

В 2011 году Римац, которому тогда было всего 23 года, с командой единомышленников представил на автосалоне во Франкфурте первый электрический гиперкар Rimac Concept One. Характеристики автомобиля впечатляли: 1088 лошадиных сил, разгон до «сотни» за 2,8 секунды и «максималка» свыше 300 км/ч. Да, под Загребом построили только восемь таких машин, но они поразили даже самого Ричарда Хаммонда из легендарного шоу Top Gear.

Обложка видео

Первый электрический гиперкар, построенный компанией Rimac разошелся тиражом всего 8 экземляров. Его прототип Concept One, представленный на автосалоне во Франкфурте впечатлял техническими характеристики. Совокупная мощность электродвигателей составляла 1088 лошадиных сил, разгон до «сотни» занимал всего 2,8 секунды, а «максималка» была свыше 300 км/ч. При это серийная версия машина сохранила эти параметры.

Именно после яркого дебюта компания Rimac заполучила контракты на инжиниринговые услуги для Aston Martin, Renault, Jaguar и Porsche, а чуть позже еще и для корейцев из Hyundai и Kia.

В 2018 году Rimac представил прототип своей второй модели, который назывался C_Two. Эта машина уже не просто впечатляла, а шокировала своими характеристиками. Совокупная мощность ее электрической силовой установки составляла 1914 л.с., разгон до 100 км/ч занимал всего 1,9 секунды, а максимальная скорость достигала 412 км/ч. Тем самым С_Two оказался быстрее дебютировавшего годом ранее Bugatti Chiron!

Да, C_Two на тот момент был еще прототипом, но менее чем за 2,5 года превратился в серийный гиперкар Rimac Nevera, заодно улучшив время спурта 0–100 км/ч до 1,85 секунды! И да, Nevera это уже не штучный товар как Concept One, а вполне себе серийный автомобиль. При цене свыше €2 млн на фабрике в Хорватии будет выпущено минимум 150 таких автомобилей.

В отличие от модели One новое купе Nevera уже не штучный товар, а вполне себе серийный автомобиль. Да, его тираж по-прежнему будет невелик &mdash; планируется выпустить не более полутора сотен таких машин, однако такое количество вполне соответствует меркам современного суперкаростроения. Впрочем, даже при столь небольшом объеме хорватская компания, скорее всего, сможет неплохо заработать. Ведь розничная цена каждой машины превышает &euro;2 млн!
Фото: Rimac Group

В отличие от модели One новое купе Nevera уже не штучный товар, а вполне себе серийный автомобиль. Да, его тираж по-прежнему будет невелик — планируется выпустить не более полутора сотен таких машин, однако такое количество вполне соответствует меркам современного суперкаростроения. Впрочем, даже при столь небольшом объеме хорватская компания, скорее всего, сможет неплохо заработать. Ведь розничная цена каждой машины превышает €2 млн!

Так что открытым пока остается лишь один вопрос: сколько еще Илон Маск будет откладывать выход новой Tesla Roadster, а заодно лукавить, называя седан Model S Plaid самым быстрым автомобилем в мире?

Главный конкурент Илона Маска

Обе марки, и Rimac и Bugatti, теперь объединяют свои разработки и ресурсы для дальнейшего совместного создания новых моделей. Французы получили доступ к электрическим технологиям Римаца, а хорватам достались лояльная клиентура и обширная дилерская сеть. Пока что обе компании продолжают работать из своих штаб-квартир в Загребе и Мольсайме, но в будущем глобальный офис Bugatti Rimac переместится на территорию нового научно-технического центра Campus, который строится неподалеку от нынешней штаб-квартиры Rimac. Там же будет размещаться инжиниринговая компания Rimac Technology, которая, как и прежде, занимается разработкой тяговых батарей, электрических силовых установок, приводов и другого высоковольтного оборудования и компонентов для автомобильной индустрии.

Новый комплекс, где будут работать больше 2,5 тыс. сотрудников, займет площадь свыше 200 тыс. кв. м. Он оценивается примерно в €200 млн и должен быть достроен к концу 2023 года.

Обложка видео

В новообразованной компании Rimac Groupe будет работать около 2,5 тысяч сотрудников, и большинство из них будут базироваться в новой штаб-квартире Rimac Campus по Загребом. Общая площадь комплекса превысит 200 тысяч квадратных метров, на его территории будут располагаться не только офисные помещения, но и испытательный полигон с небольшим гоночным треком. Согласно плану развития кампус должен быть достроен к концу 2023 года.

Кроме того, по предварительным данным, до конца текущего года Rimac должен выйти на IPO. Инвесторы сейчас с неохотой вкладываются в акции Volkswagen с простаивающими заводами, профсоюзами и кредитами. А вот в отдельную прогрессивную и технологичную компанию Rimac Group, которая теперь объединяет Rimac Technology и Bugatti Rimac Automobili, вполне могут. И кто знает, быть может, размещение акций Rimac Group будет столь успешным, что они взлетят до уровня Tesla. Ведь тогда Мате Римац сможет одержать еще одну победу над одиозным Илоном Маском.

Мате Римацу всего 34 года, а он уже считается одним из самых влиятельных людей в&nbsp;автомобильной индустрии Европы. Этот факт еще более удивителен тем, что он основал свою компанию не в стране с развитой автомобильной промышленностью вроде Германии, Франции или Италии, а в Хорватии, которая еще совсем недавно переживала&nbsp;потрясения от выхода из состава Югославии и череды балканских войн
Фото: Rimac Group

Мате Римацу всего 34 года, а он уже считается одним из самых влиятельных людей в автомобильной индустрии Европы. Этот факт еще более удивителен тем, что он основал свою компанию не в стране с развитой автомобильной промышленностью вроде Германии, Франции или Италии, а в Хорватии, которая еще совсем недавно переживала потрясения от выхода из состава Югославии и череды балканских войн

Поделиться